13 Май 2011
Энциклопедия бюрократической глупости
Ровно пять лет назад институт «Общественный договор» представил общественности уникальную энциклопедию бюрократической глупости в образовании. Почему все совещания в УНО назначают на вторую половину дня? Почему все школы массово выходят на субботник именно 22 апреля? Как быть, если требования к одному и тому же объекту (например, к краске на стенах) у органов санэпиднадзора и инспекции противопожарной безопасности противоречат друг другу? И кстати, точно так же не стыкуются между собой инструкции относительно установки решеток на окнах у противопожарной инспекции и у вневедомственной охраны...
Ответы на эти и многие другие «как и почему» содержит двухсотстраничная брошюра «Изучение административных барьеров в системе образования». Она была подготовлена при поддержке Всемирного банка, по заказу НФПК (Национального фонда подготовки кадров).
Увесистый том пестрит таблицами, справками, цифрами, диаграммами. Здесь же интервью с директорами и чиновниками, обзор зарубежного опыта. Эксперты сгруппировали основные административные барьеры, подготовили развернутые рекомендации по их преодолению.
«Главное, что у школы, — отмечают авторы доклада «Изучение административных барьеров в системе образования», — практически полностью отсутствует обратная связь с проверяющей организацией, позволяющая понять, как именно были учтены отчетные показатели в образовательной муниципальной или государственной политике». В итоге независимые наблюдатели приходят вот к какому замечательному выводу: 40% документов, требуемых со школы для отчета, не используются потом нигде и никогда. А каждое третье требование управляющих «верхов» противоречит предыдущим либо идет вразрез с возможностями и правами проверяемого учреждения.
И далее: «Более или менее четкого представления о нормальном количестве проверок школы не существует...» (Тут невольно позавидуешь предпринимателям, хотя бы установлен максимум инспекторской активности — для которых малые предприятия отныне дозволено проверять не более 140 часов в год). «Скоординированный график проверяющих действий отсутствует...» Поэтому сплошь и рядом «школу могут проверять несколько организаций одновременно».
«Не облегчают жизни школам и родные управления образования. Именно туда за год директор направляет 91 отчет, сдает 20 всевозможных планов — и это тоже административный барьер».
Светлана Маковецкая, руководитель проекта «Административные барьеры в образовании»
А ведь и вправду бред, театр абсурда. Сами посудите: «Школы организуют участие школьников в мероприятиях других ведомств: для органов здравоохранения организуют медицинские осмотры и вакцинацию, для военных комиссариатов — работу призывных комиссий, для органов опеки и попечительства — контроль над сиротами и социальными сиротами, для комиссий по делам несовершеннолетних — коррекционную работу с подростками».
Школа, короче говоря, рассматривается всеми нами в качестве безотказной палочки-выручалочки на все случаи жизни. Ибо, во-первых, «концентрирует целевой контингент на 100%», и, во-вторых, «является агентом, действующим постоянно, и готовым к работе ежедневно, исключая два месяца летних каникул». Право же, перед нами не доклад, а гражданская проповедь! Прямое руководство к неотложным действиям по наведению порядка в самой главной отрасли страны!
Самое интересное, однако, в том, что этот драгоценный во всех смыслах документ так и остался пылиться на полке, то есть он никому не нужен и не интересен. В том числе и деятелям из общеизвестного ведомства с Тверской, которое, сказывают, также выступало в качестве его заказчика.
За бумагами ребенка уже не видать
«Школу обдирают как липку. Вот вам и «Вперед, Россия!»... «Бюрократ подобен вирусу: именно он блокирует работу школы, подавляет все живое, перспективное, здоровое — причем в сфере образования как ни в какой другой»... Это опять строки из писем, считай, изо всех уголков необъятной страны.
Стоп, а может, просто взять и отменить? Как это сделали в одной из скандинавских стран. Там теперь вовсе нет инспекторов, даже профессии такой не значится. В Законе «Об образовании» четко прописано: ученики ни при каких условиях «не подвергаются контролю со стороны национальных служб аттестации и в принципе каким-либо испытаниям со стороны государственных инстанций». Степень доверия к учителю безмерна, запредельна. Он вправе сам установить любые внутренние экзамены (в форме ли тестов, защиты творческих работ или портфолио), работать по любой программе, в любой технологии. Хоть в шашки на занятиях по математике с детьми играть, хоть сочинять кроссворды по родной истории... Ну нет инспекторов. Здравствуй, свобода — Long live freedom! Розовощекие подростки. Молодые, бодрые, всегда веселые учителя. И никаких депрессий, ужасов и школофобий.
«Государственные власти упразднили проверяющие службы и саму практику посещения школ с целью инспекции. Деятельность педагогов регулируется нормами, изложенными в законе «Об образовании» и базовом учебном плане. Этого, считаем мы, вполне достаточно», — настаивают авторы финской реформы. Просто читаешь и завидуешь. Вот бы и нашим педагогам и ребятам столько счастья!
Источник: prosvpress.livejournal.com
Материалы по теме
- В большинстве школ учителя вынуждены попросту выживать
- Учитель сейчас – не уважаемый человек, а неудачник
- 3 года — минус 4 учителя
- Почему урок не впрок
Статьи по теме
- Под бюрократическим игом
- Школа без Бумажек
- Учителям оплатят время, затраченное на ЕГЭ
- ЕГЭ: две стороны одной медали
- О тестировании учителей перед ЕГЭ
- Нужны ли школе психологи?
- Настало время побеспокоиться о защите прав и личности учителя
- Аттестация учителя в современных условиях
- Школьная история: педсовет
- Почему учителя уходят из школы?
- Почему молодые учителя не задерживаются в школе
- Работаю в школе больше 20 лет и поняла, что мне не нравится
Написать комментарий