В 90-е годы, с приходом в Россию рыночной экономики, в газетных объявлениях вместо привычных заголовков «Требуется завотделом» стали появляться новые вакансии «Требуется менеджер», «риэлтор», «мерчендайзер» и т.д. Сегодня рубрика «Лексикон» расскажет вам о происхождении и значении этих мудреных названий современных специальностей. И, может быть, поможет определиться с выбором профессии.
Event-менеджер. В переводе с английского «event» означает «событие», «manager» — «заведующий, управляющий», то есть получается, event-менеджер — это менеджер по событиям. Его работа заключается в организации различных празднеств, корпоративов и прочих увеселительных мероприятий, как для компаний, так и для отдельных лиц.
«Менеджер по событиям» получает конкретный заказ, в котором оговаривается сумма, которую заказчик готов заплатить за проведение мероприятия, место, время, обстановка и т.д. Затем event-менеджер отправляется в нужное место и с учетом имеющегося бюджета и пожеланий заказчика организовывает праздник на самом высоком уровне. В его обязанности входит, несомненно, и написание сценария.
Сегодня многие называют event-менеджеров тамадами, однако, сами специалисты с этим категорически не согласны. Действительно, говоря русским языком, «менеджер по событиям» это тамада нового века. Но проблема заключается в том, что само слово «тамада» стало отрицательным стереотипом в сознании общества.
BTL менеджер. Аббревиатура BTL родом из английского языка. Своему появлению она обязана случайности, как и слово OK. Один из топ-менеджеров косметической компании Procter&Gamble составив список расходов, забыл указать пункт «бесплатная раздача товаров». Так как в конце списка он уже провел черту, вылетевший из памяти пункт пришлось писать под чертой. В результате работа по организации бесплатной раздачи товаров получила название Below The Line (BTL), что означает «под чертой».
Основная задача BTL менеджера — организация рекламных акций, в ходе которых компания-производитель разыгрывает различные призы собственного производства или бесплатно раздает товары, делая тем самым свою марку более узнаваемой. Ярким примером работы BTL менеджера являются многочисленные призывы «Вырежьте купон с упаковки и отправьте нам по адресу N». По-русски эту профессию можно назвать, разве что, «организатор рекламных акций».
GR менеджер. На английском языке сокращение GR означает «Government relations», то есть «связь с государством». Соответственно GR менеджер — это специалист, в задачи которого входит налаживание и поддержка хороших отношений с государственными структурами. На русский манер таких специалистов называют «джиарщиками».
Джиарщики должны по мере необходимости вести переговоры с государством, устраивать ознакомительные презентации о деятельности компании и ее новой продукции, тем самым целенаправленно отстаивая интересы компании в органах власти. Также любой профессиональный джиарщик должен быть аналитиком, чтобы понимать каким образом те или иные политические перемены могут отразиться на деятельности компании. Именно поэтому нельзя сравнивать его с юристом.
HR менеджер. С английского HR переводится как «человеческие ресурсы», «human resourses», менеджер по человеческим ресурсам (или персоналу). В России HR менеджеров называют эйчарами. Раньше, в советское время, это были кадровики, однако, в 90-е годы от них пришлось отказаться, так как большим частным компаниям требовались специалисты с более широким кругом деятельности. Правда, само слово «кадровик» и сейчас актуально для этой профессии.
В обязанности эйчаров входит подбор персонала, организация различных тренингов и курсов повышения квалификации для сотрудников, а также дальнейшей аттестации, контроль за дисциплиной внутри компании, повышение эффективности работы путем предоставления различных льгот и вознаграждений, одним словом, все, что касается кадров.
Одна из народных мудростей индейцев Дакоты гласит: «Если ты обнаружил, что твоя лошадь сдохла — слезай с нее».
Но мы, настоящие менеджеры, не сдаемся, оказавшись в аналогичной ситуации.
1. Мы приобретем плетку подлиннее и потолще.
2. Мы заменим всадников.
3. Мы скажем: «Мы всегда так скакали на лошадях».
4. Мы создадим рабочую группу для анализа мертвой лошади и изучения возможностей дальнейшего использования мертвых лошадей.
5. Мы поедем в заграничные командировки, чтобы изучить зарубежный опыт скачек на мертвых лошадях.
6. Мы повысим качественные стандарты на езду на мертвых лошадях.
7. Мы создадим Task Force для оживления лошадей.
8. Мы поедем на курсы повышения квалификации, чтобы научиться лучше скакать.
9. Мы огласим: «Лошадь не может быть мертвой до такой степени, чтобы ее нельзя было бить».
10. Мы изменим критерии, определяющие, умерла лошадь или нет.
11. Мы будем сравнивать различные способы езды на мертвых лошадях.
12. Мы закупим людей из других фирм для езды на мертвых лошадях.
13. Мы запряжем несколько мертвых лошадей в одну упряжку, чтобы они бежали быстрее.
14. Мы выбьем дополнительные денежные средства для повышения работоспособности мертвых лошадей.
15. Мы найдем самую дешевую консалтинговую фирму, которая определит, мертва ли лошадь на самом деле.
16. Мы объявим, что наша лошадь сдохла «лучше, быстрее и дешевле».
17. Мы создадим в бухгалтерском отделе новое и независимое место возникновения расходов на мертвых лошадей.
Риск-менеджер. В любой компании риск-менеджеры являются своеобразными инструкторами, которые говорят о том, что и как надо делать, а чего делать категорически нельзя. В их обязанности входит оценка степени риска при тех или иных действиях. К примеру, компания собирается вложить крупные инвестиции в строительство нескольких развлекательных комплексов в разных городах России.
Задача риск-менеджера состоит в том, чтобы полностью проанализировать ситуацию и выявить всевозможные риски при инвестировании: убытки, неконкурентоспособность, проблемы с властью и т.д. В целом риски, в зависимости от деятельности компании могут быть самыми разными: кредитный, инвестиционный, операционный, рыночный, правовой, страховой, биржевой, транспортный, конкурентный, риск потери деловой репутации, кадровые неопределенности и т.д. Но так как риски присутствуют практически в любом крупном проекте, то их выявление не говорит о завершении работы риск-менеджера. Следующий этап его работы — разработка конкретных методов, позволяющих снизить риск.
Продакт-менеджер. В переводе с английского «product» означает «продукция», таким образом, продакт-менеджер — это менеджер по продукции или менеджер по продажам. Однако не стоит путать его с товароведом. Работа продакт-менеджера построена на оценке положения товара на рынке и его продвижении, в то время как товаровед занимается больше качеством товара и оценивает его актуальность.
Продакт-менеджер решает, когда и в каком количестве тот или иной товар появится на рынке, какой ассортимент продукции компании будет находиться в продаже и, соответственно, контролирует и анализирует продажи. Он является не последним лицом и при ценообразовании.
Прежде чем товар появится на магазинных полках, ему предстоит получить сертификат и лицензию, что также входит в обязанности продакт-менеджера. Одним словом, в обязанности продакт-менеджера входят все вопросы, связанные с «жизнью» товара на рынке.
Бренд-менеджер. Эта специальность свидетельствует о том, что в крупных компаниях обязанности разделены между сотрудниками максимально. Так же, как и продакт-менеджеры бренд-менеджеры занимаются продукцией, но только той, которая стала брендом (в широком понимании — общепризнанный в обществе товар): менеджер по брендам.
Бренд-менеджер должен иметь постоянный контакт с потребителями, чтобы быть в курсе их отношения к бренду, следить за ценой и качеством брендового ассортимента на рынке и анализировать деятельность на рынке конкурентных компаний. Также в его обязанности входит организация рекламы и рекламных кампаний брендов, в то время, как с небрендовой продукцией этим занимается BTL менеджер. Кстати говоря, впервые бренд-менеджеры, так же как и BTL менеджеры, появились в компании Procter&Gamble в 1930-е годы.
Контент-менеджер. Слово «content» переводится с английского как «содержание», другими словами, это менеджеры по содержанию сайтов или просто главные редакторы.
Сегодня это, пожалуй, одно из немногих направлений менеджмента, где на равных используется и то и другое название специальности. В обязанности контент-менеджера входит редактирование материалов, продвижение сайта, а также поиск актуальной информации, которая может способствовать повышению рейтинга онлайн-издания или информационного портала. Контент-менеджер является главным лицом при формировании информационной политики сайта.
Однако сегодня между понятием главный редактор и контент-менеджер все же есть существенная значительная разница. На большинстве сайтов контент-менеджеры совмещают в себе одновременно обязанности главного редактора и заместителя главного редактора печатного издания.
Если вас есть вопросы относительно этих профессий (необходимое образование, требования, зарплата и т.д.) пишите нам и мы с удовольствием предоставим вам всю необходимую информацию.
Продолжение следует...
Алексей Задойный
14.08.2009 00:12:30 #Зарплата соответсвующая. От 10р за статью до 20К в месяц постоянного оклада. Редко кто получает на этой должности больше.
ЗЫ и не думайте, что я имею что-то против контентщиков. Сам начинал с этой должности три года назад.... В крупном рекламном агенстве... ответить