4 Янв 2011
Как мотивировать подростка к учебе и научить добиваться успеха, как вырастить талант? Взгляд Тины Канделаки на высшую и среднюю школу.
Тина Канделаки — преподаватель РГГУ, член комиссии Общественной палаты по образованию и ведущая программы «Самый умный» для одаренных детей.
— Тина, почему вы решили всерьез заняться проблемами образования — на телевидении и в Общественной палате?
— На протяжении семи лет, пока я вела передачу «Самый умный», у меня перед глазами прошло несколько поколений одаренных ребят, у которых главная жизненная мотивация — это как раз образование, саморазвитие. Однако я вижу на примере собственных детей: нынешняя система образования быстро устаревает. Отчасти этот процесс связан с распространением Интернета. По последним исследованиям, в аудитории
— Легко ли общаться с одаренными детьми? Чем, кроме своих талантов, они отличаются от обычных ребят?
— Одаренный ребенок — это не диагноз. Любой ребенок имеет потенциал. Скорее дети делятся на тех, у кого есть возможности раскрываться и искать себя, и тех, у кого нет. Я бы хотела, чтобы возможности для всех, кто ищет, были одинаковыми. Общаться с детьми легко, главное — найти подход. Вы знаете, многие одаренные ребята в школе сталкиваются с неадекватным отношением сверстников, поэтому они не доверяют окружающим. У меня в программе они раскрываются. Разумеется, здесь еще сказывается и сам факт того, что дети на съемках, перед камерами, и меня они много раз видели по телевизору. Но все равно при разговоре с каждым ребенком во время игры я должна добиться его доверия, и у меня есть на это пара минут, не больше.
— Нужно ли нам всеобщее высшее образование и есть ли ему альтернатива?
— Высшее образование, которое получают только ради корочек, мне кажется профанацией. Сегодня вузы выпускают тысячи специалистов в области экономики и менеджмента, которые в итоге не могут найти себе работу и уходят из профессии. Альтернативой я вижу увеличение числа учреждений среднего специального образования. Сейчас окончить ПТУ — это стыдно. Но если всерьез заняться поднятием престижа и качества профессионального образования, эти училища начнут выпускать на рынок людей прикладных профессий, которые сейчас так нужны.
— Правда ли, что нынешний студент «ленив и нелюбопытен»?
— Мне кажется, что соотношение активных и пассивных людей всегда одинаковое. Есть молодые люди, которые чувствуют конкуренцию и хотят развиваться профессионально. Такие с интересом посещают семинары, сами устраиваются на практику, ведут исследования, занимаются самообразованием, благо Интернет такую возможность дает всем. Но при этом есть и инертные учащиеся, за которых выбор сделали родители, и они пришли в вуз только за дипломом. Лично мне более симпатична первая категория. Между тем сегодня пассивную часть аудитории можно расшевелить гораздо быстрее, потому что для этого появилось огромное количество интерактивных средств вовлечения в интереснейшие процессы. Захотим ли мы их применять — это другой вопрос. Например, этой осенью я начала читать курс лекций об Интернете в РГГУ и, разговаривая со студентами, поняла, что для них тоже очень важно иметь возможность интерактивного общения. Социальные сети изменили способ мышления и потребления информации. Раньше информация потреблялась в дидактической форме, а теперь информацию хочется потреблять в ходе диалога. На своих лекциях в РГГУ я свободно общаюсь со студентами прямо во время занятий: мы делаем множество различных заданий, смотрим ролики и разбираем примеры из практики.
— Но как при этом избежать профанации дистанционного образования в России и его превращения в торговлю дипломами и аттестатами?
— Вы знаете, можно спокойно торговать дипломами и аттестатами и при очном образовании. Здесь вопрос скорее в самосознании самих учащихся. Они должны понять, что купить можно многое, но ни за какие деньги невозможно стать эффективным сотрудником. Многие капитаны отечественного бизнеса не оставляют бизнес своим детям и открыто говорят об этом. Таким образом, они подтверждают, что, когда дело касается работы, требуются профессионалы. Надо мотивировать детей и объяснять им, что жизнь сегодня в России дает большие возможности. Но по-настоящему реализуют эти возможности только те, кто сможет участвовать в честной конкурентной борьбе. А что касается виртуального допобразования, то оно непременно должно быть платным. Люди, сами платящие за учебу, знают, кем они хотят стать, и всегда относятся к образованию с большей ответственностью.
— На какие проблемы образования Общественная палата хотела бы обратить внимание властей в первую очередь? Какие предложения в этом направлении она готовит?
— Преодолеть намечающийся кризис поможет только комплексная реформа высшей школы. «Демографическая яма» — это наш шанс реформировать систему образования. При этом нельзя уповать только на государство. Чтобы максимально безболезненно пережить кризис, учебным заведениям необходимо наладить сотрудничество с бизнесом. Кроме того, необходим переход на систему разделения бюджетов школ на три уровня, необходима реформа науки. Все эти процессы взаимосвязанны, и один без другого неэффективен. В связи с этим Общественной палате следует расширять дискуссионную площадку, чтобы все большее количество людей могли вникнуть в суть проводимых реформ. Проблема в том, что многие критики системы не читали даже законопроекта. Важно, чтобы люди поняли, какие у них появляются права и преференции, потому что масштабная реформа системы образования — это огромные возможности и для учащихся, и для преподавателей.
Источник: www.mk.ru
Татьяна
05.01.2011 13:22:51 #