На сколько сдало ЕГЭ государство?
25 Июн 2009
На сколько сдало ЕГЭ государство?

Результаты по ЕГЭ известны, и теперь открытым остается один единственный вопрос: на сколько сдало ЕГЭ само государство? Оцениваем по 100-балльной шкале на основе задач трех уровней сложности: А, В и С.

Выставлять баллы мы будем следующим образом: максимальный балл в части А — 20, в части В — 30, в части С — 50.

Часть А — дисциплина на экзамене

Здесь, как и во всех остальных частях, была всего одна задача, в данном случае самая простая — обеспечить на ЕГЭ-2009 нормальную дисциплину. Именно нормальную, а не хорошую, иначе, чем выше будет идеалистический «мостик», тем больнее будет с него падать. «Мостик» дисциплины рухнул, и о количестве жертв приходится только догадываться.

Несколько дней назад в статье «ЕГЭ: баллы набираются в туалете» мы представили свидетельства тех, кто на ЕГЭ пользовался сотовыми телефонами и выяснили, кто в таких условиях становится жертвой. Сегодня важно отметить и тот общеизвестный факт, что огромное количество наблюдателей открыто игнорирует нарушения в процедуре проведения ЕГЭ, т.е. иногда даже не обязательно утруждаться и выходить в туалет. Самое банальное то, что в условие задачи сказано, что при входе в аудиторию все участники экзамена обязаны оставлять свои телефоны на преподавательском столе. Во многих школах об этом условии просто забыли. А некоторые наблюдатели разрешали даже спокойно списывать.

Сколько таких лжепатриотов справедливости было по всей России сказать невозможно, но будем исходить из того, что баланс есть. Есть наблюдатели, которые отлично справились с заданием, и, как положено, выводили из аудитории всех нарушителей. Это «стобальники». Один из таких примеров — экзаменационный пункт на территории школы № 69 г. Тольяти, где из одной аудитории вывели сразу троих участников ЕГЭ. Также есть наблюдатели «четверочники» и «троечники», которые применяли наказания выборочно (где не досмотрели, а где просто было лень). Как говорится на официальном сайте ЕГЭ, чтобы получить тройку, выпускнику достаточно выполнить 50 — 60% заданий из части А. Если взять в целом, то можно сказать, что примерно такая троечка сейчас находится в активе государства.

По логике здесь должен быть ответ на вопрос: «кому это выгодно?» — Да, по сути, никому. Можно, конечно, свалить все на экзаменаторов, мол, они подкуплены и поэтому в аудиториях царит такая демократия со шпаргалками. Но сигналов об этом не поступало, так что любые обвинения сейчас будут безосновательными.

А наблюдатели — это просто волонтеры, которые ничего не получают за свою работу, а отсутствие стимула, как правило, понижает КПД. Принцип прост — пришел, увидел, ушел, и так по кругу. Выход из этой ситуации только один. С 1 декабря текущего года вступит в силу поправка к закону «Об административных правонарушениях», согласно которой за нарушения в процедуре проведения ЕГЭ наблюдателей будут штрафовать на 20 (физические лица) и 40-50 (юридические лица) тысяч рублей. Штрафовать волонтеров, мягко говоря, не справедливо, но если с ними заключить краткосрочный трудовой договор на время проведения экзаменов, то можно будет спрашивать уже сполна. Боязнь перед возможностью отдать больше, чем заработать должна возыметь свою силу.

Итак, соответственно за наполовину выполненную задачу государство получает заслуженную половину от максимального балла — 12 баллов (из расчета 60%).

Часть В — результаты ЕГЭ

Традиционно более сложная часть, в которой государству предстояло решить задачу со сроками оглашения результатов ЕГЭ. Можно сказать, что с заданным условием оно почти справилось, однако, от выпускников все же то и дело поступали сигналы о задержке результатов. Так, например, в некоторых городах Алтайского края результаты ЕГЭ по географии (экзамен прошел 1 июня) выпускники не знали даже 11 числа, хотя по расписанию крайним сроком их оглашения можно считать 10 июня. В Рособрнадзоре это объясняют тем, что необходимо дополнительное время, пока из Москвы результаты отправят в регионы. Это понятно, но Москва снова оказывается в привилегированном положении и чем дальше на восток, тем выигрышнее у нее позиция. Так что за часть В государству «5»-ка тоже не светит, несмотря на то, что примерно 90% задания выполнено.

Здесь возможно будут возражения: «почему»? Минимальный порог определяли в срок, индивидуальные результаты каждого участника почти в каждом городе объявлялись в соответствии с планом, задержки — всего лишь единичные случаи. Что еще нужно? Нужно кардинально изменить условие задачи. Речь идет о публикации личных результатов участников в Интернете. В прошлые годы выпускники из любых регионов России могли оперативно узнать свои результаты на одном общем сайте, а в этом году Рособрнадзор подобную практику запретил. Цель — соблюсти все возможные меры предосторожности от взломов. Но все это только слова.

Только семь российских регионов подошли к данному вопросу с умом, вернее это единственные регионы, которые к вопросу вообще подошли. Москва, Калужская область, Алтайский край, Забайкальский край, Кировская область, Мурманская область и Оренбуржье создали на своих региональных сайтах сервисы информационной поддержки ЕГЭ — локальную базу данных, где выпускники региона могли ввести свои данные и получить результаты. При этом оговоримся, что сайты являются официальными, т.е. государственными, поэтому ни о какой фальсификации не может идти и речи. То же самое могли сделать для своих выпускников и остальные 77 регионов. Но они предпочли спокойно откреститься от лишней головной боли, тем более, что сверху дали добро. На языке ЕГЭ это означает, что минимальный порог не преодолели 92,7% участников ЕГЭ от государства. При соотношении одинакового количество пятерок и двоек мы получим средний балл за часть В — 15 баллов.

Часть С — взяточничество

Часть С, самая сложная. В данном случае государству необходимо было решить задачу со взяточничеством. Самым громким и, пожалуй, единственным скандалом за прошедший ЕГЭ стала история с подставными выпускниками в городе Батайске Ростовской области. Директор одной из школ Людмила Бабичева, как рассказывают преподаватели, заставляла их по поддельным документам сдавать ЕГЭ за некоторых учеников. Подставу обнаружили только после экзаменов. На данный момент Министерство образования области ведет расследование для выяснения причин случившегося. Именно поэтому мы не можем однозначно утверждать, что в деле фигурируют массовые взятки.

Однако в любом случае, какими бы не были причины, — это административное правонарушение, за которое полагается уголовное наказание. Одним словом, из области криминала. И здесь надо отметить, что государство справилось с заданием С — Бабичева отстранена от должности директора и если ее вина будет доказана, то ей грозит до 4 лет лишения свободы; в ходе расследования проверяются все подозрительные работы.

Очень важен тот момент, что в защиту ЕГЭ не просто выдвигают аргумент о снижении коррупции в сфере образования, а реально пресекают ее проявления.

Был ли это единственный случай или нет — неизвестно. По крайней мере, никакой другой информации о случаях взяточничества или каких-либо других уголовно наказуемых правонарушениях ни от выпускников, ни от наблюдателей не поступало. Так что будем исходить из реальной ситуации. За часть С государство получает 40 баллов. Мы урезали 10 баллов от максимума из-за халатности, которая была проявлена в Батайске на пропускном пункте на ЕГЭ. Все справедливо, так же и выпускники даже при наличии самых незначительных ошибок не получают максимум.

Итак, суммируя баллы за три части мы получаем сумму — 67 баллов. В среднем — это близкая к пятерке четверка. Именно на такой балл государство сдало свой первый обязательный ЕГЭ. Прежде чем сделать окончательный вывод, хотелось бы обратиться к результатам нашего опроса, который находится на главной странице: «Как вы стали относиться к ЕГЭ после результатов этого года?». Отмечу, что для объективного результата мы проводили также дополнительные живые опросы и вот как оценили ЕГЭ-2009 сами выпускники:

  1. Как «Г» было, так и осталось — 51,8%
  2. Необходимо доработать — 18,1%
  3. Мне все равно — 18,1%
  4. Самый обычный экзамен — 9%
  5. Оказывается хорошая система — 3%

В данном случае я не могу согласиться с половиной респондентов, проголосовавших за первый пункт. Это подтверждает твердая четверка, которую получило государство. Есть хороший фундамент, который необходимо взять под жесткий контроль и тем самым доработать все недостатки, за которые я снизил баллы во всех трех частях.

Статьи по теме

1 комментарий

no guest photo

Гость

25.06.2009 15:11:52 #

		
Я сам ЕГЭ еще не сдавал, но че то я сильно сомневаюсь, что не было подкупленных экзаменаторов. У нас всегда найдутся дающие и тем более берущие. А ставки я думаю не хилые там... это старые экзамены, так дал немножко по-свойски и все тип-топ, а здесь наверное как в универах рассказывают с деканами или ректорами договариваются... В общем, как-то слишком гладко

	

			

Написать комментарий


Для того чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь


		
Межрегиональный историко-просветительский конкурс «Служение Отечеству: события и имена»
16.07.2009
В конкурсе могут принять участие все желающие – учащиеся 7–11 классов образовательных учреждений субъектов Российской Федерации.
 
Конкурс «Молодёжь за инновации!»
16.07.2009
В конкурсе «Молодежь за инновации!» могут принять участие молодые журналисты, раскрывающие в своих материалах темы участия молодежи в инновационном секторе, пишущие о проблемах и тенденциях развития инновационной стратегии, о престижности научных профессий.
Cтипендия «Ньютон» на программу A levels в East Anglia University
16.07.2009
Программу Ньютон поддерживает стипендиальный фонд, который может выделить стипендию на обучение от 2000 до 8000 фунтов ежегодно. Стипендия предоставляются в виде скидки на оплату обучения. Возраст: 16 лет до начала программы.
 
Фонд имени В.И. Вернадского
Стипендия им. В.И. Вернадского учреждена с целью поощрения учебной и научной деятельности студентов очного обучения высших учебных заведений. Стипендии назначаются на конкурсной основе как студентам российских вузов, так и зарубежным студентам. Конкурс среди иностранных студентов проводит московская конкурсная комиссия.