Школьные психологи должны вылечить 90% учеников
17 Фев 2009
Школьные психологи должны вылечить 90% учеников

Когда мне задают вопрос, нужен ли в обычной школе свой собственный психолог, я вспоминаю многочисленные заголовки в интернет-изданиях: школьник расстрелял своих друзей, школьник совершил суицид, школьники избили прохожего. Но может ли обычный школьный психолог, который следит за чужими детьми только до двух-трех часов дня, решить эту проблему? Конечно, он не Всевышний и не в состоянии в одиночку изменить ход вещей. Но в чем-то он, этот самый ход вещей, зависит и от психолога.

Сегодня вокруг роли школьных психологов существует множество неясностей: сами они не очень хорошо представляют себе методику своей работы; директора школ не знают, с какими установками обратиться к психологу; родители отказываются от его услуг, не видя конкретных результатов, а школьники не понимают, зачем вообще все это нужно, и расценивают любые беседы как вмешательство в свою личную жизнь.

«По сей день не существует четких представлений о задачах и целях психологической службы в школах. Это хорошо иллюстрируют ответы студентов психологического факультета одного из московских вузов на вопрос о том, зачем мы нужны в школах», — пишет в своей статье школьный психолог.

Однако, в таком случае, в данный вуз стоило бы наведаться представителю Министерства образования и провести тщательную проверку того, как организован учебный процесс. Кто виноват в данной ситуации: студенты или система обучения?

В той же статье психолог задается вопросом: «Что мы можем предложить? Наш диагностический инструментарий позволяет выявить эмоционально-личностные, интеллектуальные особенности каждого школьника и предложить рекомендации для оптимального развития каждого ученика, максимального раскрытия, использования его потенциала. Только это надо, скорее, взрослым — учителям, родителям: знать, что делать. Ребенку больше нужно уважение, нужно, чтоб его принимали таким, какой он есть, а не лезли в душу без спросу».

Ученик

Оказывается, предложить школьный психолог может много. Теоретиками по крайней мере лет пятнадцать назад уже разработана система, в которой наглядно описаны задачи и направления работы. И эта система состоит не из двух обязанностей, выполняя которые школьные психологи хотят одновременно удовлетворить претензии учителей, родителей и, самое главное, школьников.

Школьный психолог должен работать в трех направлениях: с педагогами, учениками и образовательной средой. К сожалению, сегодня психологи в школе всего лишь формально играют роль социальных работников, не меняя в корне и не улучшая психологическую обстановку в учебном заведении. Чтобы оправдать свое назначение, они предпочитают действовать в одиночку, не консультируясь ни с педагогами, ни с родителями. Это приводит к неутешительным результатам.

Несколько дней назад Министерство образования и науки огласило данные исследования относительно здоровья российских школьников: полностью здоровой психика признана только у... 10% обследованных. Показатель более чем тревожный. Основными причинами этого стали, прежде всего, школьные факторы риска: неудовлетворительные условия обучения, неправильная организация учебного процесса, низкая двигательная активность детей, а также несоответствие учебных методик возрастным возможностям школьников. Все это приводит в конечном счете к детским неврозам и психической неуравновешенности.

В связи с этим департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей принял решение о полном реформировании деятельности школьных психологов. Возможно, впервые за двадцать с лишним лет своего существования школьная психология начнет давать реальные плоды. Для этого есть хорошая база и хорошие специалисты, которым предстоит заняться решением десяти важнейших задач школьной психологии. Суть этих задач и есть ответ на вопрос: «Нужен ли нам школьный психолог?».

Итак, в задачи школьного психолога входит:

  1. Оказать педагогу методическую поддержку в выстраивании отношений с трудными детьми и с теми, кто испытывает сильную психологическую нагрузку.
  2. Разъяснить педагогу особенности психики каждого конкретного ребенка и то, как они проявляются в учебе (каждому родителю о его ребенке — в отдельности).
  3. Предоставить педагогам условия для творческого роста, профессионального и личностного саморазвития.
  4. Проанализировать учебный процесс с точки зрения его направленности, мотивационных, развивающих и учебных возможностей.
  5. Переориентировать образовательную среду с учебных целей на развивающие.
  6. Заложить в образовательный процесс психологическое содержание, а также психологические технологии и средства.
  7. Изучить возможности и способности учащихся, а также их психические особенности, влияющие на процесс обучения.
  8. Оказать психологическую помощь школьникам в преодолении трудностей в учебе.
  9. Помочь школьникам выработать основные психологические навыки планирования, саморегуляции и самоконтроля в различных ситуациях учебного процесса.
  10. Создать условия для формирования необходимого уровня учебной рефлексии, индивидуального стиля успешной учебной деятельности.

Материалы по теме

Статьи по теме

3 комментария

no guest photo

Donkey Hot-Dog

17.02.2009 10:49:31 #

		
У нас в школе была одна психологичка, она парилась с нами парилась, а мы ей в итоге бенгальский огонь в кабинет кинули, она сама ушла.. навсегда.... ответить

	

Алексей Словин

27.04.2009 14:56:53 #

		
в название статьи вкралась ошибка. Не 90% учеников, а 90% учеников и их родителей. А родители это не только мамы и папы но так же бабушки и дедушки. ответить

	
no guest photo

Гость

05.06.2009 13:58:21 #

		
Цитата
Алексей Словин пишет:
в название статьи вкралась ошибка. Не 90% учеников, а 90% учеников и их родителей. А родители это не только мамы и папы но так же бабушки и дедушки.
Алексей, вы такой прозорливый!! Интересен сам факт постановки этого тезиса... Я имею ввиду вот что: психолог не врач и ставить диагноз, тем более лечить кого бы то ни было не уполномочен. Если речь идет о 10% "с здоровой психикой", то ясно- дело за психиатрами (врачами). Вот тут то есть рациональное зерно. Правда исключительно рациональное только в разговорах. Вот представляете что вы сами написали? Очень даже будоражит: " 90% учеников, родители которых бабушки и дедушки". Ошеломительно, не правда ли? Проницательность и интуиция - замечательные качества (я вам завидую). А по-скольку скоро эти 90% поймут к кому обращаться, то советую вам поспешить к доктору, дабы не оказаться в конце очереди.
ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.

		
Конкурс сочинений «Письмо Президенту» 2010: Изменение климата! Потепление! Экологическая катастрофа?!
Российская ассоциация содействия ООН и МГИМО объявляют о новом конкурсе сочинений для школьников «Письмо Президенту», темой которого в 2010 году станут вопросы глобальной экологической безопасности.
 
IV Всероссийская Интернет-олимпиада по нанотехнологиям
Целью Олимпиады является поиск и поощрение энтузиастов, желающих участвовать в развитии нанотехнологий в Российской Федерации. Попробовать в ней свои силы может каждый. Участие в Олимпиаде бесплатное.
Фонд имени В.И. Вернадского
Стипендия им. В.И. Вернадского учреждена с целью поощрения учебной и научной деятельности студентов очного обучения высших учебных заведений. Стипендии назначаются на конкурсной основе как студентам российских вузов, так и зарубежным студентам. Конкурс среди иностранных студентов проводит московская конкурсная комиссия.
 
Фонд некоммерческих программ "Династия"
Фонд "Династия" ставит своей задачей разработку и осуществление программ по поддержке российской фундаментальной науки, в частности, теоретической физики, адресованных людям разных поколений – школьникам, студентам, молодым ученым.