«Основы религии», или Первоапрельская «шутка»...
2 Апр 2010

С 1 апреля в 19 субъектах РФ начали преподавать курс «Основы религиозных культур и светской этики». На выбор было предложено шесть направлений, одно из которых родители с детьми выбрали еще в сентябре 2009 года.

Выбирать было из чего. Ведь курс состоит из шести модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, а также основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

Учебники скорее напоминают глянцевые журналы – тонкие, гладкие, яркие, с фотографиями. Текста не так много, и напечатан он крупным шрифтом. Более того, к каждому учебнику прилагается диск с интерактивными заданиями, контрольными и тестами.

новые учебники по религии в школах Фото © Александр Черных

Ребята будут изучать выбранный курс последнюю четверть 4 класса и первую четверть 5 класса. Оценки ставить не будут, но урок все же является обязательным, и в конце ребят ожидает итоговая творческая работа в какой-либо форме (по решению учителя).

Еще одна отличительная от других предметов черта заключается в том, что парты в классе можно расставлять в произвольном порядке.

Кстати об учителях: преподавать «основы религии» будут педагоги начальных классов, истории, обществознания, естествознания, русского языка и литературы, а также изобразительного искусства. До этого педагоги прошли курс подготовки. Их для этого отправляли в Москву, в Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, где им рассказывали об учебниках сами авторы и редакторы.

Хорошей новостью стало то, что у родителей будет возможность посетить уроки. Они смогут убедиться, что детей не вовлекают в ту или иную религию.

По данным министерства образования из 25 136 учащихся Красноярского края «светскую этику» выбрали 14 646 ребят, «религиозную культуру» – 5 417, «православие» – 4 804, «ислам» – 231. Буддизм привлек только 26 учеников, а иудейская культура – лишь 22. Всего в регион привезли примерно35 тысяч учебников по религии.

Из 71 тысячи учеников Свердловской области модуль «светская этика» решили изучать более 52% четвероклассников, примерно 22% выбрали «Основы мировой культуры» и 20% – «Основы православной культуры». На остальные предметы пришлось только 1% учеников.

Все еще стоит вопрос о том, не рано ли изучать такой предмет в 10-11 лет. Выдвигаются мнения, что его надо вводить с первого класса или отложить до старшей школы. Возможно, именно поэтому первое, что будут изучать дети, это – понятие межнациональной терпимости.

Напомним, что пока это только апробация комплексного учебного курса, целью которого является формирование основ нравственности, гражданственности и ответы на вопросы «как?», «когда?», «откуда?» и «почему?» появилась та или иная религия. Кроме того, эти модули должны дать представление о нравственных идеалах и ценностях, которые являются основой религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, а также взрастить взаимоуважение и самоуважение учащихся.

Через два года этот курс станет общешкольным предметом.

И еще немного об учебниках

Написаны они просто, много картинок. Вот отрывки из учебников по религии:

Про Пасху

Главные праздники христиан связаны с событиями жизни Иисуса Христа – это Рождество (день рождения Иисуса) и Воскресение Христово – Пасха. К этим двум праздникам верующие готовятся, соблюдая многодневные посты. Пост перед Рождеством называется Рождественским, перед Пасхой – Великим. Обычно во время постов многие христиане не едят мясной и молочной пищи, воздерживаются от развлечений (например, не смотрят телевизор). Но воздержание от пищи не главное, оно только должно.

Про буддийскую общину

В буддизме важную роль играет буддийская община – сангха (собрание). Иногда так называют всех верующих буддистов, но чаще сангхой называют саму общину буддийских монахов, т.е. Людей, которые отказались от семьи, имущества, носят особые оранжевые одежды и живут на пожертвования

Про мусульман

В исламе нет церковной организации. Все мусульмане – это большая единая община – умма. Она-то и является коллективным носителем и хранителем исламской религии. Мусульмане доверяют возглавлять молитвы наиболее грамотным своим представителям – имамам (в буквальном переводе – предводителям).

По материалам «Комсомольской правды».

Материалы по теме

Статьи по теме

9 комментариев

no guest photo

nora_shafran

02.04.2010 18:57:08 #

		
В теленовостях показали первые уроки и говорили о принципе добровольности в выборе конфессии. В классе все выбрали православие, лишь один ребенок - ислам, представляю, как его заклюют одноклассники!
В школе ведь все хотят и делают КАК ВСЕ.
ответить

	

Светлана

02.04.2010 19:03:45 #

		
Мне кажется, что нужно рассказывать обо всех религиях достаточно подробно, что нельзя так - выбрать что-то одно и это изучать. Я бы изучала всё, несмотря на то, что сама православная (вообще не понимаю, как этот факт может мешать интересоваться другими религиозными конфессиями).

Но, с другой стороны, понятно, как всё это будет изучаться: однобоко и тяп-ляп (по-другому в школах почти и не бывает)
ответить

	

Наталья Журавлева

02.04.2010 22:52:58 #

		
Я думаю, что это нужный предмет. Только вот стоило ли его вводить так рано? Лучше бы в старших классах, когда бы это действительно могло принести какую-то "культурную" пользу... ответить

	

Александр

04.04.2010 17:23:52 #

		
Я согласен с Надеждой, ну, какой разум у ребенка-четвероклассника? Вводить бы этот предмет надо по крайней мере в 9 классе. ответить

	

ZZ Zanoza v Z...

05.04.2010 07:58:52 #

		
Я бы выбрала буддизм, он спокойней и медитативней. на самом деле дает гармонию души и тела. а в исламского, иудейского или католического бога я верить не собираюсь. потому что я не хочу верить в бога, во имя которого пролито столько невинной крови. *((( противно... ответить

	

Ольга Шевченко

05.04.2010 18:24:03 #

		
Так рано курс вводят для того, чтобы у ребят 10-12 лет было хоть какое-то представление о культуре и этике. Это возраст, когда агрессия еще не мешает воспринимать другие точки зрения. К тому же сами разработчики курса говорят, что этот предмет должен подготовить ребенка к общению с активно-агрессивными представителями националистических или религиозно-экстремистских групп. Вводить этот курс в старших классах может быть поздно, возможно, последует продолжение для старшеклассников (мировые культуры в обзорах по каждому классу). ответить

	
no guest photo

serg

06.04.2010 03:16:48 #

		
Еще немного об ОПК в школе… :)
http://voiceoftheworld.livejournal.com/34485.html

Однажды Вовочка зашел в школу духовно-нравственного возрождения.
Внутри было чисто и красиво.
Посередине вестибюля стоял мраморный бюст Иисуса Христа...
Рядом со входом висел стенд с расписанием уроков. Вовочка с интересом стал читать названия незнакомых предметов из школьного курса: - Основы Православной Культуры, Богословие - для начальных классов, Закон Божий, Ветхий завет и История РПЦ - для средних, Теоретическое Основы Православия, Новый и Новейший Завет - для старших классов. Вообще у старших классов нагрузка, судя по всему, была немалая – еще плюс и Православная Биология и Православная Зоология, Библия (Основной закон), Устав караульной и церковной службы. На самом видном месте висели лозунги "Учение Христа всесильно, потому что оно верно!" и "Слава Богу!".
Рядом с расписанием висели объявления: "факультатив по химии перенесен на две недели", "факультатив по физике отменен", "кружок по математике состоится вовремя, как и месяц назад", "Для зачета по Истории РПЦ всем иметь с собой конспекты работ Андрея Кураева!", 'Завтра, после вечерней молитвы прием кандидата в РПЦ в члены РПЦ". Отдельно висело красочное объявление "Сегодня в два часа пополудни в актовом зале состоится политинформация "Обострение межрелигиозной борьбы по мере продвижения в рай".
Слева от входа в гардероб висел стенд "Звериный оскал международного католицизма", справа - стенд с фотографиями "Члены ЦК РПЦ".
Раздался звонок, и началась перемена. Появились высоконравственные школьники. Все были в форме и в сапогах. У младших на груди были приколоты красные крестики с изображением юного Иисуса Христа; у старших - с изображением Иисуса постарше.
Перемену сменило построение православной линейки. После построения личного состава зам.протоирея по политической части начал речь.
Он сказал, что усилиями национального лидера отца Владимира наша страна добилась по отношению к себе уважения и ненависти во всем мире, однако международная обстановка для православия усложняется с каждым днем – мировое вражеское окружение включая Татарстан, Дагестан, Башкирию накапливают вокруг наших границ военную мощь. Президент Всея Руси и Верховный главнокомандующий Кирилл предпринимает неимоверные усилия для создания адекватного православного ответа. Освещаются не только ракеты ближнего и дальнего радиуса действия, но также запчасти к ним и инструкции по эксплуатации. По решению ЦК РПЦ за пультами управления должны находиться истинно православные в ранге не ниже кандидата РПЦ. Это уже дает неплохие результаты: во время последних пяти учебно-тренировочных пусков православных ракет "Сатана" из шахт смоги выйти уже две, то есть почти половина, а одна их них даже смогла куда-то полететь. "С божьей помощью мы обязательно добьемся безотказного действия Сатаны", - заявил в интервью Президент Всея Руси Кирилл (в миру — Владимир Михайлович Гундяев).
Внутренняя обстановка также усложняется с каждым днем, продолжал замполит. Непрекращающиеся марши несогласных атеистов, противоречащих Основному Закону (Библии) – это прямое следствие антиправославной деятельности западных, восточных, южных и японских спецслужб на территории России. Каленым железом и резиновыми дубинками выжечь атеизм как пережиток прошлого, который мешает нам попасть в рай – наша первостепенная задача. Враги православия ведут постоянную подрывную работу среди населения страны, но мы не должны испытывать ни капли жалости к ним, к этой фактически горстке жалких атеистических личностей, ведущих свою антиправославную деятельность на католические и протестантские гранты. По только что поступившей информации они отравили водопровод в трех домах, хотели прорыть подземный ход от Лондона до Бомбея и подсыпали битое стекло в сливочное масло православным гражданам…

Вовочке стало душно. Он открыл дверь и вышел на улицу. Там было пока еще посвежее, хотя тоже уже достаточно душновато. Где-то рядом играло радио; начался выпуск последних известий.
1 апреля 2010 года в школах введен обязательный предмет "Основы православия".
"Уже?", - удивился Вовочка, стараясь надышаться.
ответить

	
no user photo

КрисТина Алмазова

15.06.2010 04:07:57 #

		
Это возраст, когда агрессия еще не мешает воспринимать другие точки зрения.

Вы хотите сказать, что детям в этом возрасте надо подсадить хорошего мозгового слизня, который хорошо впитается в наивный мозг ребёнка?

К тому же сами разработчики курса говорят, что этот предмет должен подготовить ребенка к общению с активно-агрессивными представителями националистических или религиозно-экстремистских групп.

А почему бы ребёнку не сделать свой выбор? Зачем с молодых ногтей показывать ему библию в картинках? Зачем делить детей на белых и синих, чтобы устроить межрелигиозные конфликты? Где же вы видели таких уж активно-агрессивных представителей националистических или религиозно-экстремистских групп. И какое отношение это имеет к мирным людям?

Неужели люди не понимают, что ни морали ни нравственности религия не даёт. Религия- это удобное управления людьми. Я считаю, что преподавание основ православия, это уже слишком.
ответить

	
no guest photo

Аэлита

04.08.2010 16:00:30 #

		
Лучше б ввели основы эзотерических знаний.Потому что религиозная догматика устарела,она загоняет в рамки морали,традиций,не дает развиваться личности и сеет межнациональную вражду. человечеству нужны новые единые знания, объединяющие ВСЕ религии, что то наподобие того что описано у Д.Андреева в "Розе мира". ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.