Регистрация
Забыли пароль?

RSS Добавить в избранное

Новости

"Учительская газета" о Центре

22 марта в центре  психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Пресненский» Центрального окружного управления образования состоялся 1-й семейный фестиваль.
Центр был открыт в 2003-м году, а впервые подобные учреждения в российской системе образования появились в 1996 году. Основная задача таких центров – оказывать помощь  семье по  любому вопросу в воспитании и развитии ребенка, а также поддерживать детей  в успешном образовательном процессе в школе и в детском саду.

Встречи с родителями и педагогами

Для родительских и педагогических коллективов школ врач высшей категории Центра Коняхин Аркадий Геннадьевич периодически проводит встречи по темам  «Пубертатный криз: в норме и патологии», «Нарушения поведения у подростков» «Подростковая депрессия и комментарий проблемы зависимости».
все новости →

ДОБРЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

Раздел статей по проблематике, присущей разным возрастам

ДОБРЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

ДОБРЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
ИЗ КНИГИ «Воспитание ребенка в русских традициях»
Л.Соколова, А.Некрылова  

ВОСПИТАНИЕ СЛОВОМ

Издревле в русской семье считалось, что ребенок должен не просто расти в  силу своих  природных возможностей как дерево или травинка, а  его надо  «доделывать» через слово, движение, вводить в мир правил и традиций.
Главная задача родителей была погрузить ребенка в любовь, радость и доверие  к окружающим людям.
«Не от еды дитя растет, а от радости» - гласит народная пословица. Вся обстановка, атмосфера, окружающая ребенка первых дней и месяцев жизни, была пропитана поэзией любви.  Пестушки, потешки, колыбельные песни – все это имело свой глубокий смысл.

Колыбельные песни  предназначалась не только для того, чтобы успокоить ребенка и мягко ввести его в состояние сна – она сообщала ему  что-то о мире, о его доброте. Колыбельная песня   становилась нежным разговором матери, снимающим страхи и напряжение прошедшего дня. История колыбельной песни уходит корнями в древность. Она была рассчитана на гармоничное развитие слуха, зрения, вибрации, прикосновений, собранных в единый ритм. Не понимая смысла песни, в самом младенческом возрасте, ребенок улавливал ее настрой и ощущал покой и защиту. Песня становилась психотерапевтическим приемом на весь дошкольный возраст. А для матери песня была возможностью получить разрядку, остановиться в суете дня и выразить свою нежность и мудрость.
Песня была порой очень проста и созвучна материнской нежности:
Уж ты глазоньки зажми,
угомон тебя возьми.
Угомон тебя возьми,
Сам покрепче усни.

Сказки и прибаутки были важной частью семенных традиций. Рассказывание сказок, полных разных представлений о мире, о добре и зле, о подвигах и обычном повседневном  было серьезнейшим делом родителей, бабушек и дедушек, которому в течение дня всегда уделялось такое же внимание, как и необходимость накормить ребенка. Сказка «кормила» его душу и устанавливала контакт между поколениями.

Испокон веков народная традиция призывала к сохранению «лада» в семье:    
               «Мир да лад – большой клад»
                                   «Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить»


О наказании детей.
    
Да, детей растили в строгости. «Сын - мой, а ум у него - свой», - повторяли родители. Они понимали, что нельзя грубо ломать психику ребенка. Поэтому лишний раз старались не хулить ребенка, дабы не ломать его психику. В семье всячески поощрялась активность ребенка, его самостоятельность, которая всегда согласовывалась с правилами поведения..

     Познание – это всегда метод проб и ошибок.  И если ребенок нарушал запрет, наказание было неминуемо.  «Жалеть сына – учинить дураком». Главная заповедь в наказаниях – не подвергать позору, то есть наказывали  так, чтобы другие этого не видели!

    На видном месте в доме висел ремень. Он был постоянным напоминанием, которое контролировало поведение ребенка. Но наказания всегда сочетались с любовью. Дети не видели в них унижения, так как в родителях не было агрессии. Такие методы, как поставить в угол, запереть в темной комнате, оставить без обеда были крайней редкостью. И уж совсем нельзя было наказывать работой, ибо труд – это святое, он должен быть  в радость, а не в тягость.

     Главным критерием в выборе наказания было – совершил  ребенок проступок специально или неспециально. Если, к примеру, ребенок  проявлял старание, делал что-то на пользу семье, но этим испортил дело (хотел принести воду, да разлил все ведро на пол), за это полагалось просто выговорить. Если заигрались и сильно опоздали, пришли домой в грязной одежде, тогда могла последовать и затрещина, шлепок. Ну а если проявил хулиганство, испортил чей-то труд – за это могла случиться и порка.
    В некоторых случаях ругали, и если ребенок начинал плакать, считалось: «пусть изревется» и никакое наказание не наступало. Но «где гнев, там и милость».
     Считалось, что нельзя постоянно находиться с ребенком в напряженных отношениях.
«Материнский гнев – что весенний снег: и много выпадет, да скоро растает»
Конечно, детей и поощряли. Покупали слабости, игрушки. Бывало, что взрослые начинали играть вместе с детьми.
Но и поощрение, и наказание всегда имело границы. Нельзя много дарить – подарки не будут приносить радость – считалось в народной традиции.

Такое сочетание истин создавало у ребенка полное восприятие мира, готовило его к спокойному вхождению в жизнь, уже знающим определенные общественные законы и правила.

Возврат к списку