Первушина Наталья Развитие регулятивных УУД, или тайм-менеджмент для младших школьников
8 Июн 2011

На конкурс статей пришел новый материал:

Постарайтесь получить то, что хотите, или же вы будете вынуждены захотеть то, что получили.
Бернард ШОУ

Когда я училась в школе, в нашем классе была девочка, которая серьезно занималась спортом, шила себе одежду, рисовала и при этом была отличницей. Мы завидовали и удивлялись, как же она всё успевает, а нам всегда не хватало времени. Спустя много лет, уже работая учителем и изучая ФГОС НОО, я поняла, в чём её секрет.

В номенклатуре УУД выделяют 4 группы, одна из которых — регулятивные универсальные учебные действия. К ним относятся: умение ставить цели, планировать, прогнозировать, контролировать, оценивать свою деятельность и вносить коррективы при необходимости. Все вместе регулятивные УУД призваны обеспечивать организацию учащимися своей учебной деятельности. Ознакомившись со структурой регулятивных УУД, для меня стало очевидным её сходство со структурой тайм-менеджмента. Тайм — менеджмент (ТМ) — это технология организации времени и повышения эффективности его использования. На занятиях ТМ учат ставить цели, планировать, расставлять приоритеты, составлять план реализации, контролировать достижение цели.

А что по этой теме знают мои ученики? Проведя опрос, я получила следующие результаты. «Время надо беречь!» — говорят все без исключения, при этом соблюдают режим дня только 25% детей, а планируют свои дела только 10%.

«90% — это неуспешные люди — вторит им известный предприниматель Владимир Довгань, — Только представьте, что из миллиона первоклашек, согласно статистке, 900 тыс. окажутся неуспешными людьми, их корабль никогда не приплывает в бухту счастья и успеха».

Бесспорно, детей стоит учить управлять своим временем уже в школе.

И первое, с чего стоит начать, это мотивация. Ребенок должен прочувствовать, какую пользу принесут ему эти занятия. ТМ дает возможность не только успевать больше, но и учит превращать свои мечты в цели. Уместным будет сравнение с волшебной палочкой, которая исполняет желания, но не каждый умеет ею пользоваться. Хотите научиться? Тогда вперед — осваиваем упражнения ТМ.

Планировщики. Абсолютно статичное расписание уроков полезно превратить в ежедневник, где на каждый день недели приклеен блокнот. Накануне вечером, вместе с родителями, расписываем по времени основные занятия на завтра. Пусть сначала их будет два или три. Такое количество легко выполнить, а значит, и получить удовольствие и похвалу родителей. (В одном из психологических направлений — холодинамике — даже взрослым не рекомендуют писать более 7 дел на день.) В течение следующего дня делаем отметку о выполнении дел (зачеркиваем выполненное или отмечаем звездочкой). Вечером подводим итоги и планируем снова.

Календарь на месяц. Купите ребенку красочный перекидной календарь на год. Пусть он висит в его комнате и меняет страницы каждый месяц. Ярким кругом обводим день, когда запланированы важные дела: день рождения друга, посещение театра с классом. Пусть ребенок эмоционально настраивается на предстоящие события и вместе с тем учится ориентироваться во временах года, названиях месяцев.

Коллаж «Мои мечты». Для данного упражнения собираем старые журналы, вырезаем картинки, которые соответствуют нашим мечтам, приклеиваем на ватман. Под каждой картинкой пишем дату исполнения этой мечты. «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет Бог весть куда» — говорил И.А. Крылов.

Обозначить цели — это только половина дела, главное — представлять пути их достижения. И этому тоже можно учиться. Помогут упражнения, где необходимо читать рисуночные или написанные планы, действовать по плану самостоятельно, корректировать планы, составлять алгоритмы, искать ошибку в алгоритмах, решать задачи на планирование, рисовать маршруты, составлять план по рассказу и рассказ по плану. Очень важно учить детей устанавливать причинно-следственные связи. Опыт работы школьным психологом показал, что большинство несовершеннолетних правонарушителей этого делать не умеют. Они не могут правильно разложить последовательные картинки и, как следствие, не осознают последствий своих действий.

Учили ли меня этому в школе в 80-е годы? Элементы планирования, конечно же, были: и расписание на стене висело, и дневник вести требовали. Ставить цели, делать прогнозы — нет, не учили. Оценивать свою работу или работу товарища тоже не учили. Планировать, контролировать, оценивать имел право только учитель. Получается, что научиться этому можно было только вне школы, и в первую очередь, в семье. Вернемся к моей однокласснице. Её отец занимал высокую должность на крупном предприятии, можно предположить, что ее регулятивные УУД были развиты именно в семье, на примере жизни отца.

Первушина Наталья Сидоровна,
учитель начальных классов МОУ ДСОШ № 3

Материалы по теме

Статьи по теме

3 комментария

no user photo

Irina

08.06.2011 20:53:08 #

		
очень важная мысль озвучена в статье: регулятивные УУД можно и нужно развивать именно в семье, на примере жизни родителей, родственников. Очень жаль, что в данное время семейное воспитание не пропагандируется как одно из самых эффективных средств воспитания человека (с точки зрения ответственности родителей за своих детей). Хорошо, что школа о формировании регулятивных УУД не забывает, но в подавляющем большинстве именно родители являются источником формирования поведенческих навыков, а не "Марья Ивановна" из садика или школы. (как бы сойка не ухаживала за кукушонком, все равно кукушонок не станет трудолюбивой, заботливой и сердобольной сойкой!) ответить

	
no user photo

Anna

09.06.2011 08:49:40 #

		
Тема интересная и очень актуальная. Именно в семье закладываются регулятивные УУД. Но далеко не все родители на это обращают внимание. Поэтому именно школа может помочь родителю правильно подойти к формированию ругулятивных УУД, обртить внимание родителей на их важность. Семья просто живет, а иногда выживает. И не всегда четко видит вот тут у ребенка надо попровить, а вот в этом ему нужно помочь, вот сдесь идет развитие согласно возрастной номе, а сдесь нет. Часто нужен взгляд со стороны и рекомендации как развить регулятивные УУД ненавредив. Школа может и должна в этом помогать. Как, например, это делает автор статьи. ответить

	
no user photo

Жанна

10.06.2011 19:08:26 #

		
Мы, родители, хотим, чтобы наши дети были, в первую очередь здоровыми, любимыми и успешными. Если внимательно вчитаться в эту статью и действовать в заданном направлении, то можно добиться этих трех главных составляющих, достойно реализовать себя в роли папы и мамы. Планомерность учебной деятельности, как механические часы, стоит только завести, и они будут тикать равномерно, спокойно, но только вперед! Такой ритм жизни благоприятно влияет на здоровье ребенка, укрепляет нервную систему, закаляет психику. Умение ставить перед собой цель, задавать определённый вектор развития, контролировать себя, представлять желаемый результат в учебе и в личной жизни на самом деле способствует достижению успеха. И так, успех, за успехом! Успех, за успехом! Это хорошая привычка?! Да! А возможно, уже сформированная черта характера!!! В статье тема любви, семьи также очень значима. Автор Наталья Первушина ненавязчиво говорит: "Родители, будьте рядом с детьми, поддерживайте их, хвалите, взаимодействуйте, мечтайте, достигайте, наслаждайтесь общением, радуйтесь, любите, будьте счастливы вместе!". Спасибо! Постараемся, чтобы получить, то, что хотим. ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.