22 Май 2009
Современный рынок труда предъявляет все более жесткие требования к выпускникам ВУЗов. О том, каким должно быть психологическое образование, чтобы выпускники были востребованы работодателем после окончания ВУЗа, читайте в интервью с ректором Института психоанализа, кандидатом педагогических наук Константином Зискиным.
— Константин Евгеньевич, в каких сферах деятельности могут быть востребованы люди с психологическим образованием?
— Психология — уникальна своей универсальностью. В любой деятельности, которая подразумевает прямое или косвенное общение с людьми знание психологии является важным кокурентным преимуществом, подчас определяющим. Все работы связанные с управлением людьми, с продажей товаров или услуг людям, с переговорами одних людей с другими базируются именно на психологическом знании. Поэтому базовое психологическое образование позволяет его счастливым обладателям стать эффективными в управлении персоналом, рекламе и маркетинге, ведении переговоров, проведении семинаров, тренингов и презентаций.
Обратите внимание — на витринах книжных магазинов в последнее время появилось огромное количество книг по психологии в бизнесе. Более того, некоторые авторы даже отождествляют психологию и бизнес.
Однако, не часто можно встретить психологов на самых высших позициях в компаниях.
— С чем, по Вашему мнению, это может быть связано?
Можно выделить несколько основных факторов, которые приводят к тому, что выпускники факультетов психологии различных ВУЗов оказываются неготовыми к работе даже в небольших частных компаниях.
Первый и, пожалуй, самый значимый фактор — это академическая направленность высшего образования. Российские вузы, по устоявшейся традиции занимаются подготовкой, прежде всего ученых, исследователей, те же выпускники, которые не собираются заниматься научной деятельностью, являются как бы побочным продуктом системы образования. Но сейчас же времена изменились. Лишь незначительная доля выпускников собирается поступать в аспирантуру, чтобы действительно заниматься наукой. Большинство же рассчитывает устроиться на работу и начать реализовывать себя и зарабатывать деньги. Как следствие, многие студенты либо вынуждены вместо того, чтобы учиться, работать, набираясь опыта реальной деятельности, либо оказываются неготовыми к устройству на работу.
Второй фактор — это значительное количество общих и теоретических занятий при относительно небольшом количестве семинаров, коллоквиумов, встреч и обмена опытом с известными профессионалами, обсуждения проблем, возникающих при осуществлении конкретной профессиональной деятельности.
Третий фактор — это отсутствие полноценных практик для студентов. Зачастую они носят либо формальный, либо краткосрочный характер. Даже если они проходят в компаниях, занимающихся профильной для данного факультета или данной специализации деятельностью, сотрудники этих компаний относятся к практикантам как к головной боли, стремясь побыстрее от них избавиться. В результате для большинства (т.е. не самых активных, способных выгрызть знания из сотрудников принимающей организации) студентов практика превращается в бессмысленную потерю времени.
И это лишь основные причины. На самом деле их значительно больше. Но они дают основное представление о проблемах не только психологического, но и любого другого образования и его соотнесения с запросами рынка труда.
— Получается практически замкнутый круг. Возможно ли его разорвать, и как, по Вашему мнению, это может быть сделано?
Ответ на этот вопрос фактически кроется в тех причинах, которые были обозначены. На мой взгляд, в первую очередь необходимо сделать несколько вещей.
Во-первых, перевести часть теоретических курсов в дистантную форму. Это позволит снизить лекционную нагрузку на студентов и использовать это время для обсуждения и дискуссий по основным моментам. Как следствие, студенты смогут глубже понять и принять теоретические основы, а также свободнее оперировать понятиями.
Во-вторых, усилить индивидуальный компонент в образовательном процессе, помочь студентам уже с первого курса строить образовательную и карьерную траекторию, расширить их кругозор по наиболее интересной проблематике, эффективнее подготовиться к выбранному направлению рабочей деятельности.
В-третьих, организовать реальные, долгосрочные и эффективные практики. При этом, коммуникация с преподавателем — профессионалом в соответствующей сфере — должна строится вокруг обсуждения реальных проблем и трудных ситуаций, возникающих на работе. Именно это позволит выпускникам свободно ориентироваться в выбранной сфере деятельности и уверенно конкурировать с соискателями, уже имеющими опыт работы.
Опять же, это не все, что может быть сделано, но первые и очень серьезные шаги, требующие значительного изменения учебного процесса, для того, чтобы приблизить компетенции выпускников к запросам современных бизнес-структур и добиться увеличения их стоимости на рынке труда.
— Удалось ли Вам реализовать что-то подобное на факультете психологии Института психоанализа?
Мы начали модернизировать учебный процесс примерно полтора года назад. За это время была доработана программа кафедры организационной психологии и открыта кафедра психологии маркетинга и рекламы. Помимо этого в программу кафедры клинической психологии, ориентированной на тех, кто планирует специализироваться в области психотерапии, было добавлено больше часов практики. Уже создаются дистантные курсы и, думаю, что с нового учебного года мы увеличим количество семинарских занятий.
Совместно с Московской бизнес школой для студентов, получающих первое высшее образование, в прошлом году мы запустили образовательную программу Бизнес-психология. Среди ее особенностей — значительное количество тренингов, индивидуальные и групповые консультации с тьюторами, реальная практика в средних и крупных российских компаниях. Сотрудничество с Тьюторской ассоциацией позволило в значительной степени индивидуализировать учебный процесс, сделать его более интересным и насыщенным. Конечно, сложно говорить о значительных результатах по итогам одного учебного года, но можно с уверенностью утверждать — студенты, обучающиеся по новым программам в большей степени замотивированы на получение знаний, опыта и личностный рост, чем ранее.
Недавно сотрудники кафедры психологии маркетинга и рекламы вышли с инициативой открытия Центра маркетинговых исследований и коммуникаций. С учетом того, что многие из них практики с большим опытом работы, я не сомневаюсь, что нам удастся привлечь контракты на проведение маркетинговых исследований и разработку рекламных кампаний. А это значит — студенты, обучающиеся на этой специализации, смогут принять участие в реализации конкретных проектов, понять механизмы взаимодействия с клиентами, разработки креативных концепций и их воплощения в жизнь. Думаю, что через год мы сможет представить результаты первых проектов.
Поскольку Институт психоанализа является негосударственным ВУЗом, хоть мы и выдаем диплом государственного образца, то обучение платное. Поэтому мы в данный момент ведем переговоры с несколькими заинтересованными компаниями об учреждении стипендий для лучших студентов, оплачивая таким образом их обучение. В свою очередь студенты, получающие стипендию, еще обучаясь в институте, знали бы, где они будут работать. К сожалению финансовый кризис затормозил развитие этого проекта, но в ближайшие пару лет мы обязательно его реализуем.
Справка об Институте:
Институт психоанализа — первое высшее учебное заведение в Москве, объединяющее Психоанализ и Психологию. Более 12 лет Институт занимается обучением психологии и психоанализу, выпуская квалифицированных психоаналитиков и психотерапевтов. Программа обучения построена таким образом, чтобы максимально индивидуализировать образовательную траекторию каждого студента. Все учебные курсы ориентированы на раскрытие внутреннего потенциала студентов и расширение их возможностей по завершению образования. На факультете психологии обучение ведут профессора и преподаватели МГУ им. Ломоносова и Института психологии РАН, ведущие практикующие психологи, а на факультете психоанализа — члены Международной психоаналитической ассоциации (IPA), Европейской психоаналитической федерации (EPF), Русского психоаналитического общества, научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева, Института судебной психиатрии им. Сербского, ведущие практикующие психотерапевты и психоаналитики России. Бакалавры и специалисты — выпускники Института психоанализа имеют возможность продолжить обучение и получить магистерскую степень по психологии в Московской высшей школе социальных и экономических наук. В результате обучения выдается диплом государственного образца. Институт психоанализа регулярно организует и проводит конференции, семинары, публичные лекции по самым актуальным темам практической психологии, психологии бизнеса и психоанализа, разборам клинических случаев с привлечением ведущих российских практикующих психоаналитиков, получивших сертификацию в Международной психоаналитической ассоциации. Государственная лицензия № 161676 от 03.11.2004. Государственная аккредитация № 1798 от 28.02.2005.
Написать комментарий