Как развить память и быстро усвоить урок
24 Ноя 2010
Как развить память и быстро усвоить урок

Трудно переоценить важность памяти в повседневной жизни. В частности, в обучении и работе память — хороший помощник, может, даже основной фактор. Поэтому сегодня поговорим, о некоторых особенностях памяти, как с ними работать и как тренировать.

Начнем с классификации памяти. По времени:

  • кратковременная;
  • долговременная.

Кратковременная память, очевидно из самого названия, позволяет нам запомнить небольшой объем информации на короткое время. А долговременная — хранить большой объем информации долго (возможно, всю жизнь), но ее придется периодически повторять.

Взять, к примеру, учителя биологии. Он запросто расскажет вам любые подробности, связанные с его предметом, но может не вспомнить элементарные слова по английскому, которые учил, будучи еще учеником.

По содержанию:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • моторная;
  • эмоциональная;
  • словесно-логическая...

Эти особенности позволили разделить людей по способу восприятия информации на четыре типа личности:

  • визуалы;
  • аудиалы;
  • кинестетики;
  • дискреты.

Рассмотрим подробнее каждого

Зрительная память отвечает за хранение зрительных образов, хорошо развита, например, у фотографов. Но может быть основным каналом восприятия и у людей, не связанных с профессиями, где хорошая зрительная память — необходимость или наработанная годами особенность.

Визуалы среди детей и подростков встречаются довольно часто. Для таких учеников будут весьма полезны наглядные пособия.

Визуалы часто употребляют в речи такие слова, как «видеть», «смотреть», характеризуют цвета, все, что можно «определить на глаз». Ребята часто любят рисовать, ориентируются в схемах, таблицах, географических картах. Тетрадки и дневники аккуратнее, чем у остальных.

Слуховая память позволяет запоминать то, что мы слышим. Про учеников-аудиалов говорят «на лету схватывает». Если такиой учащийся внимательно слушает учителя, то дома учебник можно не читать.

Аудиалы используют в речи такие слова, как «слушать», «тихо/громко», характеризуют звуки. Ребята очень общительны, разговорчивы, умеют убеждать, любят слушать музыку.

Моторная память связана с движением. Считается, что раз научившись кататься на велосипеде или плавать, никогда не разучишься. И это благодаря именно этому типу памяти.

Моторная память характерна для визуалов, но больше свойственна кинестетикам, которые воспринимают информацию с помощью осязания, обоняния, вкуса.

В речи кинестетиков много такие слов, как «чувствовать», «на вкус», «мягкий» и тому подобных, что описывает ощущения. Таким ребятам трудно сосредотачиваться. Они любят прикосновения, когда их обнимают (не все, конечно), красоте предпочитают комфорт.

Есть еще одна группа людей — дискреты. У них очень редкий тип памяти, когда информация воспринимается путем логического осмысления. Но в детстве логическое мышление проявляется слабо, поэтому среди ребят их просто не выявляют и останавливаются на первых трех типах.

Контактируя с миром, мы используем все каналы восприятия информации, но один все равно будет доминирующим. Его довольно легко выявить, понаблюдав за человеком и его речью.

Как определить?

Сейчас преобладают люди с моторной памятью.

Понаблюдайте за ребенком. Если он читает учебник про себя, может легко разобраться в таблицах, — скорее всего, он визуал. Визуалы могут даже стихи учить молча.

Если же ребенок все прочитывает вслух, повторяет, — значит, память слуховая.

И, конечно, память моторная, — если ребенок переписывает все на бумагу, чтобы запомнить.

Зачем нужно знать тип памяти?

Зная это, в обучении можно использовать разные подходы для продуктивной подачи материала. Ведь преобладающий тип памяти становится основным помощником в учебе. Но в школе это в расчет часто не принимается: визуал не запоминает объяснений учителей, аудиал часто отвлекается от урока, а кинестетик пока не запишет — не запомнит.

Кстати, в школе подача материала ориентирована в основном на визуалов и аудиалов.

Как работает память

У памяти ограниченный объем. Это значит, чем больше объем информации, тем больше регулярных повторений требуется, если нужно, чтобы запомнилось надолго и точно.

Основные законы памяти:

  • Интересное запоминается легче.
  • Хорошо понятое запоминается легче.
  • Практическая информация, в отличие от теоретической, запоминается легче.
  • Использование ассоциаций для связи новой информации с уже известной облегчает запоминание.
  • Большой объем информации запомнить трудно.
  • Лучше всего запоминается начало и конец информации.

Как развивать память?

нагрузка в школеПрежде всего, хотелось бы сказать, что нужно развивать все типы памяти независимо от преобладающего.

Моторную память лучше развивать, выписывая в отдельную тетрадь формулы, иностранные слова, исторические даты и тому подобное.

Зрительной памяти, как уже говорилось, помогут наглядные пособия, иллюстрации, фильмы, компьютерные программы.

Для развития слуховой памяти будет полезно проговаривание с выделением важной информации голосом. Важно и повторение только что услышанного. Аудиокниги станут отличным помощником.

Помогает развивать память и логически мыслить — составление плана (параграфа, изложения, сочинения, реферата и пр.). Это поможет научиться структурировать и анализировать информацию, точно формулировать и выстраивать свои мысли.

По этой же причине полезно писать шпаргалки.

Материалы по теме

Статьи по теме

1 комментарий

no user photo

Ирина

25.11.2010 09:48:43 #

		
По-моему, не дискреты, а дигиталы... ответить

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.