Трудно переоценить важность памяти в повседневной жизни. В частности, в обучении и работе память — хороший помощник, может, даже основной фактор. Поэтому сегодня поговорим, о некоторых особенностях памяти, как с ними работать и как тренировать.
Начнем с классификации памяти. По времени:
- кратковременная;
- долговременная.
Кратковременная память, очевидно из самого названия, позволяет нам запомнить небольшой объем информации на короткое время. А долговременная — хранить большой объем информации долго (возможно, всю жизнь), но ее придется периодически повторять.
Взять, к примеру, учителя биологии. Он запросто расскажет вам любые подробности, связанные с его предметом, но может не вспомнить элементарные слова по английскому, которые учил, будучи еще учеником.
По содержанию:
- зрительная;
- слуховая;
- моторная;
- эмоциональная;
- словесно-логическая...
Эти особенности позволили разделить людей по способу восприятия информации на четыре типа личности:
- визуалы;
- аудиалы;
- кинестетики;
- дискреты.
Рассмотрим подробнее каждого
Зрительная память отвечает за хранение зрительных образов, хорошо развита, например, у фотографов. Но может быть основным каналом восприятия и у людей, не связанных с профессиями, где хорошая зрительная память — необходимость или наработанная годами особенность.
Визуалы среди детей и подростков встречаются довольно часто. Для таких учеников будут весьма полезны наглядные пособия.
Визуалы часто употребляют в речи такие слова, как «видеть», «смотреть», характеризуют цвета, все, что можно «определить на глаз». Ребята часто любят рисовать, ориентируются в схемах, таблицах, географических картах. Тетрадки и дневники аккуратнее, чем у остальных.
Слуховая память позволяет запоминать то, что мы слышим. Про учеников-аудиалов говорят «на лету схватывает». Если такиой учащийся внимательно слушает учителя, то дома учебник можно не читать.
Аудиалы используют в речи такие слова, как «слушать», «тихо/громко», характеризуют звуки. Ребята очень общительны, разговорчивы, умеют убеждать, любят слушать музыку.
Моторная память связана с движением. Считается, что раз научившись кататься на велосипеде или плавать, никогда не разучишься. И это благодаря именно этому типу памяти.
Моторная память характерна для визуалов, но больше свойственна кинестетикам, которые воспринимают информацию с помощью осязания, обоняния, вкуса.
В речи кинестетиков много такие слов, как «чувствовать», «на вкус», «мягкий» и тому подобных, что описывает ощущения. Таким ребятам трудно сосредотачиваться. Они любят прикосновения, когда их обнимают (не все, конечно), красоте предпочитают комфорт.
Есть еще одна группа людей — дискреты. У них очень редкий тип памяти, когда информация воспринимается путем логического осмысления. Но в детстве логическое мышление проявляется слабо, поэтому среди ребят их просто не выявляют и останавливаются на первых трех типах.
Контактируя с миром, мы используем все каналы восприятия информации, но один все равно будет доминирующим. Его довольно легко выявить, понаблюдав за человеком и его речью.
Как определить?
Сейчас преобладают люди с моторной памятью.
Понаблюдайте за ребенком. Если он читает учебник про себя, может легко разобраться в таблицах, — скорее всего, он визуал. Визуалы могут даже стихи учить молча.
Если же ребенок все прочитывает вслух, повторяет, — значит, память слуховая.
И, конечно, память моторная, — если ребенок переписывает все на бумагу, чтобы запомнить.
Зачем нужно знать тип памяти?
Зная это, в обучении можно использовать разные подходы для продуктивной подачи материала. Ведь преобладающий тип памяти становится основным помощником в учебе. Но в школе это в расчет часто не принимается: визуал не запоминает объяснений учителей, аудиал часто отвлекается от урока, а кинестетик пока не запишет — не запомнит.
Кстати, в школе подача материала ориентирована в основном на визуалов и аудиалов.
Как работает память
У памяти ограниченный объем. Это значит, чем больше объем информации, тем больше регулярных повторений требуется, если нужно, чтобы запомнилось надолго и точно.
Основные законы памяти:
- Интересное запоминается легче.
- Хорошо понятое запоминается легче.
- Практическая информация, в отличие от теоретической, запоминается легче.
- Использование ассоциаций для связи новой информации с уже известной облегчает запоминание.
- Большой объем информации запомнить трудно.
- Лучше всего запоминается начало и конец информации.
Как развивать память?
Прежде всего, хотелось бы сказать, что нужно развивать все типы памяти независимо от преобладающего.
Моторную память лучше развивать, выписывая в отдельную тетрадь формулы, иностранные слова, исторические даты и тому подобное.
Зрительной памяти, как уже говорилось, помогут наглядные пособия, иллюстрации, фильмы, компьютерные программы.
Для развития слуховой памяти будет полезно проговаривание с выделением важной информации голосом. Важно и повторение только что услышанного. Аудиокниги станут отличным помощником.
Помогает развивать память и логически мыслить — составление плана (параграфа, изложения, сочинения, реферата и пр.). Это поможет научиться структурировать и анализировать информацию, точно формулировать и выстраивать свои мысли.
По этой же причине полезно писать шпаргалки.
Ирина
25.11.2010 09:48:43 #