6 Окт 2009
Благотворительный фонд В. Потанина составил ежегодный собственный комплексный рейтинг ведущих российских вузов по итогам Федеральной стипендиальной программы в 2008/09 учебном году. Его особенность состоит в том, что в качестве критериев оценки вузов берутся интеллектуальный и личностный потенциал студентов-отличников и профессиональный уровень лучших молодых преподавателей. Федеральная стипендиальная программа охватывает 11 московских и 56 ведущих государственных университетов из всех федеральных округов. По результатам конкурсных отборов в 2007/08 учебном году стипендиатами стали 1330 студентов этих вузов, гранты получили 133 молодых преподавателя. В отборах приняло участие 14 157 отличников и 333 преподавателя. Конкурсные состязания проводились в течение учебного года по одним и тем же методикам, что позволило сравнить студентов и преподавателей из разных вузов.
Высшие позиции рейтинга заняли:
- Новосибирский государственный университет;
- Воронежский государственный университет;
- Московский государственный институт международных отношений МГИМО (Университет) МИД РФ;
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;
- Московский физико-технический институт (государственный университет).
Полностью рейтинг опубликован на www.fond.potanin.ru
К конкурсным отборам допускались студенты дневных отделений, имеющие только отличные результаты за две последние сессии, т. е. те, которых сами вузы оценивают как лучших. Критериями отбора был не уровень специальных знаний, а общая эрудиция, интеллект, логика, умение нестандартно мыслить, креативность, коммуникабельность, активность, лидерский потенциал. Первый этап — тестирование, к которому допускались все пришедшие на конкурс отличники — проверял уровень интеллекта, кругозор и логику. Во второй тур проходили студенты, набравшие наивысшие баллы в тестировании. Второй тур — ролевые игры — выявлял лидерские и организаторские качества соискателей.
По завершении конкурсных отборов последовательно в первом полугодии в западной части и во втором — в восточной части страны, Благотворительный фонд проводит Зимнюю и Летнюю школы. Участниками Школ становятся самые активные стипендиаты, которые были готовы стать волонтерами и реализовать свои инициативы по направлениям: студенческое самоуправление; студенческие научные общества и развитие профессиональных компетенций; общественно-полезная деятельность. Состав участников Школ формируется по результатам конкурса проектных заявок, присланных стипендиатами — Фонд приглашает авторов лучших из них. По условиям программы, лучшие проекты, разработанные на Школах и прошедшие публичную защиту, Фонд поддерживаются грантами.
В конкурсе молодых преподавателей также участвовали лучшие молодые педагоги вузов (в возрасте до 35 лет, имеющие ученую степень и преподавательский стаж не менее 3-х лет), которых выдвигал ученый совет. Затем независимые эксперты рецензировали присланные соискателями работы, в числе которых были и научно-популярные лекции. Параллельно проводилось анкетирование студентов, у которых педагоги вели занятия. В итоге преподавательская оценка складывалась в пропорции: 40% — мнение студентов и 60% — экспертное заключение. При составлении преподавательского рейтинга также учитывались баллы всех соискателей.
В итоге комплексный рейтинг вузов Благотворительного Фонда рассчитывался на основании четырех критериев, каждый из которых имел свой вес:
- данные общего тестирования всех студентов, пришедших на отбор (36 %);
- данные по итогам второго тура — ролевых игр среди студентов (18 %);
- конкурс грантов для молодых преподавателей (40 %);
- оценки проектной активности стипендиатов на основании присланных заявок на участие в Зимней и Летней школах (6 %).
Каждый вуз был проранжирован в соответствии с этими весами критериев, и его итоговое место в рейтинге определялось по общей сумме оценок.
Комментарии к рейтингу
1. О чем свидетельствует высокая преподавательская оценка.
Самые высокие преподавательские баллы оказались у вузов:
- Уральский государственный университет им. А.М.Горького (6,66);
- Воронежский государственный университет (6,60);
- Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (6,54);
- Московская сельскохозяйственная академия им. Тимирязева (6,47);
- Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (6,45);
- Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск) (6,45);
- Челябинский государственный университет (6,44);
- Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина (6,43);
- Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского (6,37);
- Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (6,35);
- Российский государственный гуманитарный университет (г. Москва) (6,35).
Как правило, высокие места в рейтинге у тех вузов, где уделяется специальное внимание работе с преподавательскими кадрами: есть программы стимулирования молодых преподавателей, существуют внутривузовские конкурсы, активно работают Советы молодых ученых.
2.О чем свидетельствует студенческая оценка первого дня (тестирование).
Самые высокие баллы по тестированию набрали студенты следующих вузов:
- Государственный университет — Высшая школа экономики (6,31);
- Новосибирский государственный университет (6,25);
- Московский физико-технический институт (государственный университет) (6,17);
- Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (6,07);
- Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (5,98);
- Санкт-Петербургский государственный университет (5,94);
- Московский инженерно-физический институт (университет) (5,93);
- Пермский государственный университет (5,90);
- Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (5,81);
- Воронежский государственный университет (5,75);
- Уральский государственный технический университет, Екатеринбург (5,71).
На тестирование допускаются отличники за две последние сессии. Тест является единым для всех вузов и состоит из 80 вопросов. Из них 20 вопросов — на эрудицию, 60 — на пространственный, речевой и логико-математический виды интеллекта. Позиция вуза в рейтинге зависит от общего уровня интеллекта и эрудиции обучающихся там отличников. Это может также свидетельствовать об уровне требований к студентам в том или ином вузе.
3. О чем свидетельствует совокупность баллов ролевого тура отборов и баллов проектной активности стипендиатов.
В соответствии с рейтингом, самые активные отличники учатся в:
- Казанском государственном техническом университете им. А.Н. Туполева (4,09);
- Курском государственном медицинском университете (3,97);
- Воронежском государственном университете (3,95);
- Белгородском государственном университет (3,92);
- Новосибирском государственном техническом университете (3,88);
- Новосибирском государственном университете (3,86);
- Тверском государственном университете (3,85);
- Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Барнаул (3,84);
- Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина (3,82).
Самые высокие совокупные баллы оказались у студентов лучших региональных вузов. Это говорит об их восприимчивости к новому, более активной жизненной позиции в сравнении со студентами столичных вузов, желанию развиваться самим и развивать мир вокруг себя. Таким образом, это свидетельствует об их высокой конкурентоспособности после окончания вуза.
Данный рейтинг Благотворительный фонд В.Потанина будет использовать в качестве критерия для определения вузов-участников программы на 2009/10 учебный год.
В составлении рейтинга принимал участие главный специалист журнала «Эксперт» Ю. Полунин. Параметрические данные предоставлены ООО «Центр интенсивных технологий обучения», компанией «ЕВМ», проводившими конкурсные отборы и Зимние и Летние школы.
Источник: www.fund.potanin.ru
Написать комментарий