Премьера настоящего российского ужастика «Юленька» состоялась в сентябре прошлого года. Наконец ее решили показать и на российском телевидении. Вы уже видели этот фильм? Сюжет такой: преподаватель из университета, Андрей Белов собирается жениться на любимой женщине, у которой уже есть дочь. Ради новой семьи и их здоровья, он бросает свою работу и уезжает за ними в глубинку, устроившись там классным руководителем в некоей женской гимназии.
Однако, начав работать, преподаватель понимает, что здесь происходят какие-то уж очень странные вещи. Пятиклассницы ведут себя подозрительно, а в какой-то момент главный герой находит записку «Спасите нас!» в дневнике ученицы. Ну, а дальше начинают происходить очень странные и неприятные вещи...
На мой взгляд, главное событие фильма — музыка Укупника. Как ни странно, но попсовик написал неплохой хорор, который заставляет иной раз содрогнуться. Вообще, оговорюсь, я люблю фильмы ужасов, только качественные, без «мачилова» вроде «Хэллоуина», где маньяк подряд косит молодежь. Я люблю ужасы интеллектуальные, или психологические триллеры. И «Юленька» по всем параметрам попадает под эти категории. Однако... Впечатление однозначное: отвратительный фильм, хоть и неплохо снятый. Может быть, это оттого, что смотря голливудские ужастики, мы чувствуем некоторую дистанцию между нашей жизнью и их действительностью: мы допускаем, что ужасы могут происходить, но они как-то недосягаемо далеки от нас. А тут нам показывают таких знакомых, узнаваемых героев, ну, хотя бы говорящих по-русски... И это страшно. Страшно и неприятно.
В фильме очень раздражает неестественность. Например, девочки из гимназии. Все как на подбор красавицы да еще и с подкрашенными глазами... Как-то слабо верится, что все как одна в женской пятидневке такие ухоженные и пригожие. От хорошей жизни даже в дорогой интернат не попадают. Хотя играть они стараются... Если не знать из начала фильма, что главный отрицательный персонаж — девочка Юля, то не сразу это понимаешь, потому что девочки из ее класса тоже весьма жестоки...
Что же касается главной героини... Наверное, многие со мной не согласятся, но Дарья Балабанова, какой макияж ей не делай, как не свети на нее создавая на лице мрачные тени, на «злую девочку» не тянет. Что-то у нее есть такое в лице, что просто не позволяло мне по ходу всего фильма почувствовать в ней обещанное Зло. И глаза у нее совсем не ледяные, как бы хотелось режиссеру, а добрые глаза. И ухмылка, которая должна вызывать мороз по коже, тоже совсем не злая. Дарья старается, это бесспорно, но мне кажется, сам типаж актрисы выбран неправильно. Там где девочка должна пугать, мне было ее жалко. Вот если бы девочка была чуть постарше, и желательно со взглядом несколько более искушенным, вот тогда можно было бы понять фразу героини о том, что глядя в зеркало она видит взрослую женщину. Ее собственная тяга к преподавателю была бы объяснением многих недочетов сюжета.
А так сюжет — дырявый насквозь, позволяет строить теории совершенно далекие от идеи автора. Например, главный герой. С первых десяти минут фильма он показался мне подозрительным. Уж слишком душевно на все реагирует, слишком положительный до омерзения герой. Астма у будущей жены? Не вопрос — поехали в глубинку. Карьера? Ничего — здоровье важнее. Странные отношения в классе? Ничего — добрый дядечка во всем разберется. С самого начала фильма мне показалось, что с Беловым что-то не так. Ему все время что-то мерещится, иными словами, герой периодически смахивает на шизофреника.
«Она не играет в куклы, она играет людьми...»
Кроме того, герою Башарова сильно не достает интеллигентности и мудрости университетского преподавателя, он постоянно пасует перед девчонками, не может проявить жесткость, мямлит, плачет как дурак (подумаешь, приснился кошмар!). Что касается его интереса к маме Юленьки (актриса Анна Казючиц) — так это вообще нонсенс. Может быть, я чего-то не понимаю, но актриса при всей своей внешней привлекательности, так себя ведет в фильме, что создается впечатление, что она нимфоманка и слегка не в себе. Не знаю, что находит привлекательного в ней Андрей Белов — женщина жеманничает, все время жмется к косякам дверей, обтирается об стены, а волоокий взгляд скорее напоминает наркотическую одурманенность. А неуверенный голос, которым она соблазняет преподавателя в комнате Юленьки, выдает полнейшую апатию, отсутствие мыслительной деятельности героини, если не актрисы. Глядя на такую бестолковую безалаберную мать, становится жаль ребенка.
Ничем не лучше и гражданская жена Белова (которую играет Оксана Лаврентьева). Постоянно шамкающая актриса не вызывает никакого сочувствия к своей героине. «Фифиекты речи» и плохо сыгранные приступы астмы раздражают. На мой взгляд, ни к чему в фильме и постельные сцены. Они совсем не вписываются в сюжет! Если бы, например, герой Башарова испытывал какие-нибудь чувства к самой Юленьке, эти сцены с женщинами, быть может и придавали бы фильму «перчинку». А так... по Белову не было видно, что он любит гражданскую жену или вожделеет мать Юленьки, в этих сценах он тоже мало интересен.
И тем не менее, фильм советую смотреть. Прежде всего потому, что для российского кинематографа это ново.
Смотрите на ТВ:
Четверг, 22 июля в 15:00. Канал «ТВ1000 Русское кино»
Официальный сайт фильма —
An
05.05.2009 12:35:41 #