Много ли мы знаем о японских школьниках? В представлении большинства из нас они смахивают на героев популярного сериала «Сейлормун»: носят сейлор-фуку — школьную форму, похожую на матроску, и учатся по 12 часов в день...
Но это не совсем так.
Разумеется, старшеклассники носят школьную форму, — кстати, она очень разная, потому что у каждой школы своя символика и свои цвета. Но это — только во время учебных занятий. А они могут их и прогуливать — и уж тут-то отрываются вовсю, упиваясь возможностью облачиться в цвета и символику своей субкультуры! Если же и надевают во внешкольное время сейлор-фуку, так это для того, чтобы походить на своего любимого мультгероя. И еще на этот случай к школьной форме прилагается атрибутика — вроде зеленых волос или расширяющих глаза синих контактных линз...
Итак, в прошлые сезоны в Японии бал правили ЭМО, воннаби и панки.
Ни для кого не секрет, что ЭМО — лидирующая мировая субкультура. Однако в последнее время она начала заметно уступать новым задающим тон направлениям: когал, готической Лолите, хараджуку, косплей, гангуро (о них речь впереди).
Все меньше и меньше остается и представителей панк-культуры.
Воннаби (английское wannabe — «хочу быть») некогда была самой нелюбимой у... родителей. Дело в том, что европейский стайлинг всегда останется чуждым японской душе. Поэтому старшее поколение с ужасом взирало на то, как их дети делают пластические операции на веках, красят волосы и стилят их на манер евродиско. Ношение европейских марок одежды здесь уже выглядело просто цветочками...
Ныне же моду диктуют господа косплеевцы.
Косплей (cosplay — от английского Costume+play — «костюмированная игра») — ныне самая популярная субкультура и наиболее модное направление среди молодежи Японии. Суть ее — одеться под любимого аниме-персонажа, героя компьютерных или популярных игр и т.д. Представляете, у представителей косплей — тематическая вечеринка почти каждый день! И вот мы уже видим перед собой Итачи из «Наруто», Сейлормун, Люси-Ню из «Эльфийской песни» или Отонаси Саю из «Кровь +». Скучать не приходится!..
Впрочем, среди косплеевцев можно увидеть и Лару Крофт, и многих других героев самых кассовых видео-игровых шедевров.
Культурологи стараются выделить отдельное направление в косплей — каваии. Однако в этих подростках, которые одеваются в костюмы-пижамы мифических существ из аниме и игр, многие продолжают видеть тех же косплеевцев.
А вот еще одна субкультура — хараджуку: очень похожая на косплей и все-таки другая... Принципы хараджуку:
1) Будь креативным.
2) Будь театрально-игровым.
3) Сочетай и смешивай.
4) Выгляди забавно.
5) Обладай отменным чувством юмора.
6) С осторожностью миксуй одежду разных «жанров».
7) Среди ярких цветов выбирай самые экстраординарные.
8) В макияже отдавай предпочтение черному цвету.
9) И прежде всего — будь стильным!
Стиль хараджуку зародился возле торгового центра Harajuku в Японии, что ясно из названия. Не существует единого стиля хараджуку, — это микс разных стилей, макияжа и нарядов. Вот почему его порой путают с косплеем.
Готическая Лолита, или готик-Лолли, как ее называют на западный манер, — субкультура, сверхпопулярная среди японских девушек. (Откровенно говоря, юношей в субкультурных течениях, кроме как в косплей, трудно заметить.)
Течение зародилось еще в 1970-е годы, но популярность в Японии обрело лишь с 1998 года, когда депрессия в связи с финансовым кризисом повлияла на умы подростков...
Как видим, «готические Лолиточки» выглядят похожими на фарфоровых кукол викторианского времени или же эпохи барокко.
Однако с набоковской «Лолитой» это направление почти ничего общего не имеет, скорее — с «loli-pop», или «конфетками». Вот и получается полуготический прикид девушек-«конфеток»...
Самая эксцентричная, с точки зрения японцев, субкультура — когал, захватившая модных девушек и молодых женщин. Этимология названия до конца не ясна. Ко — по-японски «ребенок», gal — английское слово, означающее «девушка».
Суть этого течения — показать свой материальный статус через гламур в одежде, музыке, которую они слушают, и литературе, которую читают.
Обычно девушки-когал выглядят как европейки с калифорнийским загаром и с волосами, как правило, наращенными и окрашенными в разные оттенки блонди. Они предпочитают сумки Louis Vuitton, остальное — соответственно.
Такие девушки активно участвуют в общественной жизни, демонстрируя свои прогрессивные взгляды, и постоянно озабочены поиском денег на брендовый шопинг.
Ну и напоследок — субкультура, которую вы никогда не спутаете даже со здоровым загаром девушек-когал, — гангуро. Самая забавная из всех.
Гангуро по-японски означает «черное лицо». Представительницы этого направления готовы делать все, что угодно, со своими волосами и кожей, лишь бы поменять свою монголоидную расу на... негроидную.
С помощью теней и подводок черного и бледных оттенков японки лихо перевоплощаются в африканок!
Как именно они это делают? Практически на каждом сайте, посвященном данной субкультуре, можно найти пошаговую инструкцию для подобного макияжа.
Кстати, и «готическая Лолита», и гангуро начали распространяться и среди девочек-подростков во многих англоязычных странах. Прежде всего — у приокеанских соседок Японии — в Новой Зеландии и Австралии.
К чему все это приведет, неизвестно, но — запасемся попкорном и будем с любопытством наблюдать...
Использованы материалы: flickr.com
Данки Шон,
ярая поклонница японских субкультур.
Абдукоххор Махматкулович
27.02.2009 17:46:10