Всемирный день почты — один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Проводится он в день создания Всемирного союза почтовиков — 9 октября. Сегодня у многих из нас почта ассоциируется не с конвертами и марками, а с собачкой и точкой. Вряд ли среди интернет-аудитории найдется человек, которому незнаком этот символ: @. На сетевых просторах он, как известно, используется в синтаксисе адреса электронной почты в качестве разделителя между именем пользователя и именем хоста.
Некоторые называют этот значок «одним из главных поп-символов современности, сигнатом нашего общего коммуникационного пространства». Несколько высокопарно, на мой взгляд, — но о всемирном признании этого символа и даже, как иногда отмечают, «канонизации» его свидетельствует следующий факт. В феврале 2004 года Международный союз электросвязи ввел в азбуку Морзе, для удобства передачи адресов электронной почты, код для символа @ (• — — • — •). Код совмещает латинские буквы А и С и отражает их совместное графическое написание.
Поиски истоков символа @ уводят нас по меньшей мере в XV век, а возможно, еще дальше, хотя лингвисты и палеографы до сих пор расходятся во мнениях по этому вопросу.
Профессор Джорджио Стабиле (Giorgio Stabile) выдвинул такую гипотезу. В документе XVI в., написанном неким флорентийским купцом, упоминалась «цена одной А вина» (возможно, амфоры). При этом буква А, по тогдашней традиции, была украшена завитком и выглядела как @.
Американский ученый Бертольд Уллман выдвинул предположение, что знак @ был изобретен средневековыми монахами для сокращения латинского «ad», часто употреблявшегося в качестве универсального слова, означающего «на», «в», «в отношении» и т.п.
В испанском, португальском, французском языках название символа происходит от слова «арроба» (староиспанская мера веса, ок. 15 кг), которая сокращенно обозначалась на письме знаком @.
Современное официальное название символа — «коммерческое at» — произошло от принятой в свое время формы записи расчетов, например, «7 widgets @ $2 each = $14», что переводится как «7 штук по $2 = $14». Поскольку этот символ использовался в деловых бумагах, он был размещен на клавиатурах пишущих машинок и оттуда перекочевал на компьютер.
Распространением данного символа на сетевых просторах мы обязаны праотцу электронной почты Томлинсону. Именно он был тем самым человеком, который выбрал символ @. Когда много позднее его спросили, почему его выбор пал именно на данный значок, он объяснил это просто: «Я искал на клавиатуре знак, который не мог встретиться ни в одном имени и вызвать путаницу».
В тот период Томлинсон работал над созданием системы сообщений в сети Arpanet (прародительнице Internet). По сути, он должен был придумать новую схему адресации, которая бы идентифицировала не только получателей, но и компьютеры, на которых находились их почтовые ящики. Для этого Томлинсону понадобился разделитель, — и его, в общем-то, случайный выбор пал на знак @. Первым сетевым адресом стал [email protected]
В России пользователи чаще всего называют символ @ «собакой», из-за чего e-mail-адреса, образованные от личных имен и фамилий, иногда приобретают нелестную окраску. (Любопытно, что этот «благодарный» символ охотно обыгрывают как народные таланты (шутка: «Пропала собака, @ не предлагать»), так и официальные хохмачи — КВНщики (например, «[email protected]»).
Но все-таки — почему именно «собака»?
О происхождении этого забавного названия существует несколько версий. Во-первых, значок действительно похож на свернувшуюся калачиком собачку. Во-вторых, отрывистое звучание английского «at» немного напоминает собачий лай. В-третьих, при изрядном воображении вы можете рассмотреть в начертании символа практически все буквы, входящие в слово «собака», ну разве что за исключеним «к»...
Но самой романтичной выглядит следующая легенда: давным-давно, когда компьютеры были большими, а дисплеи — исключительно текстовыми, жила-была популярная игра с немудрящим названием «Adventure» («Приключение»). Суть ее сводилась к путешествию по созданному компьютером лабиринту в поисках сокровищ и сражениям с вредоносными подземными тварями. Лабиринт на экране изображался символами «!», «+» и «-», а играющий, клады и враждебные монстры обозначались различными буквами и значками. Причем по сюжету у игрока был верный помощник — пес, которого можно было отправлять в катакомбы на разведку. И обозначался он, конечно же, значком @...
Это ли стало первопричиной общепринятого ныне названия, или, наоборот, значок был выбран потому, что уже так назывался, — об этом легенда умалчивает.
В России, кстати, «собаку» называют также лягушкой, плюшкой, ухом, бараном и даже крякозяброй...
В других странах этот символ ассоциируют с самыми разными предметами. Ниже приведен далеко не полный список названий символа «@», которые распространены у разных народов.
- В Болгарии — «кльомба» или «маймунско А» («обезьянье А»),
- в Нидерландах — «apenstaartje» («обезьяний хвостик»),
- в Израиле — «штрудель»,
- в Испании — «arroba», как и мера веса,
- во Франции — «arrobase» (та же мера веса),
- в Германии, Польше — «обезьяний хвост», «обезьянье ухо», «скрепка», «обезьяна»,
- в Италии — «chiocciola» (улитка),
- в Дании, Норвегии, Швеции — «snabel-a» («рыло А») или «слоновый хобот»,
- в Чехии, Словакии — «рольмопс» (сельдь под маринадом),
- в Америке, Финляндии — «кошка»,
- в Китае, на Тайване — «мышонок»,
- в Турции — «розочка»,
- в Сербии — «чокнутая A»,
- во Вьетнаме — «скрюченная A»,
- на Украине — «равлик» (улитка), «песик» или, опять же, «собака»...
Как видим, у многих народов знак @ вызывает ассоциацию с уютно устроившимся зверьком; у иных же — с аппетитным штруделем или селедочным рулетом... Самое поэтичное сравнение — с цветком — дали ему турки. А вот дисциплинированные японцы используют английское «attomark» без всяких поэтических сравнений. Очевидно, однако, одно: представить современные реалии без знакомой каждому из нас уютно свернувшейся «собачки» уже невозможно...
Мария Скляревская
09.10.2008 10:19:58