Иные учителя считают, что для преподавания вполне достаточно глубокого знания своего предмета. Но это заблуждение. Класс — это маленькое общество, состоящее из разных людей, к каждому из которых требуется свой подход. Преподаватель должен стараться постоянно «персонализировать» процесс обучения, т.е. привносить в него личностный момент. А для этого ему необходимо уяснить для себя индивидуальные особенности своих учеников, способ восприятия и скорость усвоения знаний каждого из них.
Что нужно делать, чтобы персонализировать обучение?
- Прежде всего, обязательно запомнить, как зовут каждого ученика, и всегда обращаться к ребятам по имени.
- Также необходимо ознакомиться с некоторыми приемами нейролингвистического программирования (НЛП), прежде всего в части систем восприятия (визуальной, слуховой и кинестетической).
- Стараться воспринимать при общении с учениками не только голую информацию, но и то, что обычно ускользает от учителя: интонацию, настроение ученика, его отношение к предмету.
Не существует учебника, который мог бы исчерпывающе описать нам того или другого нашего ученика. Лучший из «учебников» — сам ребенок. Искусство педагога проявляется в том, чтобы узнать его как можно лучше. И здесь не бывает плохих или хороших методов — только плохие или хорошие педагоги... Ведь ученики помнят и любят своих учителей не столько за усвоенный благодаря им учебный материал, сколько за их отношение, умение вдохновить и воодушевить, привить любовь к предмету и к знаниям вообще, за дружескую руку наставника, протянутую в трудную минуту...
Что может помочь лучше узнать ученика?
Пути для этого разнообразны, но все они строятся на искреннем интересе преподавателя к своим ученикам.
- Время от времени спрашивайте их о личных вкусах и предпочтениях, старайтесь узнать, чем они увлекаются.
- Организуйте такие игры и мероприятия, где учитель и ученик могли бы поделиться друг с другом чем-то интересным на равных.
- Обращайте внимание не только на выполненные домашние задания и пропуски занятий, но и на дни рождения своих учеников, другие события в их жизни.
Популярность преподавателя — важная составная часть его профессиональной деятельности, но использовать ее необходимо с осторожностью и в рамках этических норм. Учителю, который свою главную задачу видит в том, чтобы нравиться ученикам, лучше было бы стать клоуном. Не искать себе среди учеников друзей и подружек, а быть примером для подражания — вот к чему должен стремиться учитель.
Что характеризует цельного педагога?
Здесь можно назвать целый ряд качеств:
- расположение и открытость к восприятию новых знаний;
- стремление совершенствовать каждый урок;
- умение выработать в любой ситуации собственную точку зрения и отстаивать ее без оглядки на чужие мнения;
- желание помогать и продуктивно сотрудничать со своими коллегами-преподавателями;
- умение организовать совместный досуг с учениками и их родителями;
- глубокое понимание того, что дело учителя — не только давать знания, но и воспитывать личность.
Мотивация — еще одна важная задача преподавателя
От начала и до конца урока перед учителем стоит цель — мотивировать учеников. Энтузиазм заразителен, а значит, учитель должен быть сам заинтересованным и энергичным и всеми силами стремиться к оптимальному результату. Для этого необходимо:
- неустанно поддерживать в ребятах интерес к учебному материалу;
- не стоять на месте, а постоянно стремиться к лучшему;
- стараться всегда и во всем находить что-то позитивное, даже в своих и чужих ошибках;
- не избегать диалогов тет-а-тет с учениками, уделять каждому достаточно внимания;
- давать такие задания, в которых каждый ученик мог бы проявить разнообразные способности, показать себя с разных сторон;
- убедить учеников, что учебные занятия — это возможность совершенствоваться, шанс улучшить себя и свою жизнь, а не просто нервно и скучно проведенное время.
Спрашивали ли вы себя хоть раз, каким видят вас ученики? Что они о вас думают? Посмотрите на них как на друзей, а не как на врагов. Учебный класс — не поле боя, а пространство интеллектуального и эмоционального роста. У учителя есть власть, или, скажем мягче, возможность положительно или отрицательно повлиять на настоящее и будущее своих учеников. В некотором смысле они предстают перед ним в роли «подопытных кроликов». Но и для учителя каждый урок — своего рода испытание, экзамен. Оказавшись перед классом, он должен взглянуть на себя со стороны и поставить для себя следующие нелегкие задачи:
- мой урок должен быть творческим и интересным, чтобы никто из учеников не остался равнодушным;
- свою речь я должен подкреплять невербально (языком жестов и мимики);
- мне необходимо воспринимать то, что невербально выражают ученики;
- я должен выслушать и дать слово каждому, как сильным, так и слабым ученикам.
Ну а теперь попробуем резюмировать все сказанное. Итак, какими же качествами должен обладать преподаватель, чтобы быть хорошим педагогом? Эти качества можно свести к следующим:
- достаточное владение материалом и умение подавать информацию;
- продуктивная самокритичность, осознание собственных недочетов и готовность к их устранению;
- способность меняться, открытость для восприятия новшеств;
- умение «проигрывать», терпение при неудачах;
- умение применить во время объяснения темы как общие знания, так и специальные;
- креативность, которую необходимо противопоставить пассивности некоторых учеников;
- способность так организовать занятия, чтобы ученики могли делиться и обмениваться мыслями и идеями;
- ясность мысли, которая позволяет отделять «зерна» от «плевел», глубокие мысли от поверхностных;
- терпимость и толерантность, способность слышать и воспринимать чужие мнения, признавать существование множества идеологий и взглядов;
- широта взгляда, дающая возможность оценить и принять иное мировоззрение;
- способность обобщать и делать выводы.
Заметим, что все перечисленное необходимо развивать в себе и применять изо дня в день. Все эти качества взаимосвязаны, и одно вытекает из другого.
И наконец, самое главное, то, с чего, может быть, стоило начать эти размышления: учитель, конечно же, должен уважать и беззаветно любить свою работу.
Есть мнение, что учителя...
А вот интересно: что заставляет стольких далеко не глупых людей работать в школе, ведь зачастую получают они сущие гроши! Что это — призвание? Диагноз? Ладно, положим, те, у которых все есть, могут работать для себя, в свое удовольствие. А другие, те, что еле-еле концы с концами сводят? Это — отношение наших политиков к образованию... А, между прочим, они своих детей отдадут в школу, где учителям платят мизер?
По всей видимости, если это «диагноз», то — не только для тех, кто еле сводит концы с концами, но и для остальных... Немолодые учителя, может, и хотели бы уйти из школы, но они больше ничего не умеют. Да и школа — это ведь совсем особая жизнь, целая вселенная! Преподавание, общение с учениками — своего рода наркотик. Когда молодой учительнице коллеги со стажем говорят: «Катя, уходи из школы, потом втянешься — не сможешь уйти», — она их не понимает. А потом...
Очевидно, что учителями работают люди в некотором смысле особые, — очень уж специфическая это профессия. Всем же, кто рядом с ними, приходится, хочешь не хочешь, свыкаться с этим диагнозом — «учитель». И значит, мужья и жены у учителей тоже «особые»... Интересно, как же относятся к учителям их близкие? Если верить распространенному мнению, в школах в основном работают женщины. А им, как известно, Бог судил не деньги зарабатывать, а детей воспитывать. Вот они и воспитывают, а зарабатывают — их мужья... Хотя, может быть, учителя — настолько хорошие люди, что им в жизни мало чего и нужно?..
Вот еще несколько причин, по которым учителя работают именно учителями:
- Ничего другого делать не могут. И рады бы уйти, да невостребованность не позволяет.
- Работают по призванию. В большинстве своем живут за счет супруга(и), а некоторые тянут еще одну (или не одну) работу.
- Есть неплохая работа или бизнес. Но вдруг приходит понимание, что человек жив, пока он кому-то нужен. Для таких школа — не работа, а образ жизни...
Гость
05.10.2008 14:07:10С кем интересно, тот и есть настоящий хороший педагог