Некоторые учителя иностранных языков — «немки», «англичанки», «француженки» — обычно так мы их величаем в школе — выносят относительно Вас, например, своей вердикт: «У тебя, Петров, совсем нет способностей к языкам, иди, занимайся лучше физкультурой». И ходит Петров с вечным клеймом бездарного в лингвистическом отношении человека. И совсем даже не пробует выучить английский, хотя бы для того, чтобы читать англоязычные сайты или Шекспира в подлиннике.
По мнению Ильи Франка, полиглота и опытного учителя, людей, неспособных к языку, попросту нет в природе. Если вы говорите по-русски, значит с мозговыми центрами, отвечающими за язык, у вас все в порядке. А учительница в школе просто схалтурила, и вместо того, чтобы признаться в своей некомпетентности, нарекла вас бездарем.
Выше мы разрушили первый устойчивый стереотип, на очереди — не менее стойкое клише о том, что учить «языки можно и нужно только в детстве». Практика доказывает, что многие люди освоили не один иностранный язык, будучи в зрелом возрасте.
«Язык надо зубрить» — предрассудок номер три. И если у вас плохая память, он вам однозначно не по зубам. По словам все того же Ильи Франка, приоритетный момент в изучении языка — привыкание. Вот и рассмотрим язык как дело привычки. А привычку, особенно хорошую, как известно, приобрести чрезвычайно легко.
Вот простые и оптимистичные советы Евгения Чернявского, самостоятельно освоившего 38 иностранных языков. Утверждая, что пресловутого таланта к языкам у него нет, Евгений считает секретом своего успеха искренний интерес к языкам и увлеченность ими, и считает, что человек проживает столько жизней, сколько знает языков.
- Занимайтесь регулярно. Лучше ежедневно по полчаса, чем раз в неделю семь часов.
- Всегда имейте при себе компактно записанные текущие материалы: слова, таблицы, тексты.
- Практика всех видов — основа успеха. Поэтому при малейшей возможности говорите на изучаемом языке.
- Читайте как можно больше, даже если плохо понимаете текст. Нужно только стараться подбирать материалы по плечу, не чрезмерно трудные.
- Используйте пропадающее попусту время — поездки в транспорте, прогулки, ожидание приема и т.д.
Сергей Григорьевич Халипов, доцент кафедры скандинавской филологии Ленинградского университета сам про себя говорит, что знает восемь языков, еще на десяти говорит, на остальных читает, пишет, переводит с них. Система изучения иностранных языков от доцента Халипова выглядит так:
- Овладение базовыми навыками фонетики;
- Освоение основ грамматики и основной словарной лексики;
- Главный принцип в изучении языка — познание его глубинных законов, взаимосвязей с другими языками, во взаимодействии речи и мышления.
Эрик Гуннемарк считает, что главное — это умение сосредоточиться. Расходуйте силы, распределяя приоритеты на то, что вам дается с трудом, но что действительно необходимо в деле изучения языка. Тратить силы и время на «легкие» (для вас) слова и выражения не стоит. Вот свод его правил:
- Заучиваем назубок!
- Повторение — мать учения! или «Repetitio est mater studiorum». Упражнение создает навык: мы учимся говорить, говоря и слушая, читать — читая, исправляя при этом свои ошибки
- Записываем! Не только слова и выражения. Составляйте и записывайте краткие резюме и обзоры. Таким образом, вы упорядочите свои мысли и лучше овладеете учебным материалом.
- Учим других! Преподавать, информировать, объяснять, обсуждать — это прекрасный путь укрепить и свои знания. Пользуйтесь всеми возможностями для того, чтобы обсуждать с другими людьми то, что им интересно, и то, что создает им затруднения при изучении языков.
- Учимся на своих ошибках! Стараемся не совершать одну и ту же ошибку дважды.
И самое главное в языке — это мотивация. Четко уясните для себя, зачем вы тратите силы и время, постигая чужой язык. Чем вам это поможет в жизни. Поставьте сроки, очертите цели, и неукоснительно следуйте по пути их достижения!
По материалам www.filolingvia.com
Данки Шон
23.10.2009 16:38:48 #