Опричнина как террор. Версия вторая
15 Июн 2009

Безвременье

В ночь на 4 декабря 1533 года умирает Василий III. Началось так называемое правление Глинской.

Елена была удобной ширмой, за которой всем реально распоряжалась некая анонимная боярская клика. Лучше, чем сам Иоанн Васильевич, о том никто не поведает:

Иван Грозный«Сокровища матери перенесли в большую казну, а остальное разделили... Дворы и села и имущества наших дядей взяли себе и водворились в них... Все расхитили коварным образом... Всех подданных считали своими рабами, своих же рабов сделали вельможами, делали вид, что правят и распоряжаются, а сами нарушали законы и чинили беспорядки».

Детство будущего Грозного было, мягко скажем, не безоблачным. Когда в своих письмах «невозвращенцу» Курбскому он описывает боярские козни после смерти матери, перед нами предстает живой человек, униженный и оскорбленный: «Остались мы... круглыми сиротами — никто нам не помогал; оставалась нам надежда только на Бога... Было мне в это время восемь лет; князья Василий и Иван Шуйские самовольно навязались мне в опекуны и таким образом воцарились; тех же, кто более всех изменял отцу нашему и матери нашей, выпустили из заточения и приблизили к себе... Нас же... начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде, и в пище. Ни в чем нам воли не было».

А дело в том, что после смерти матери Ивана при дворе не считали не только законным наследником престола, но даже и законнорожденным! И отнюдь не только потому, что незаконным был второй брак Василия III, — боярская знать не признавала детей Елены Глинской детьми... Василия! И не без оснований. Ибо отцом их был, не исключено, князь Иван Федорович Овчина Телепнев-Оболенский, который был едва ли не открытым любовником Елены Глинской. Даже от иноземного ока сие не укрылось. Вот что писал австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн: «Сразу после смерти государя вдова его стала позорить царское ложе с неким [князем] по прозвищу Овчина...».

Надо сказать, что «некий Овчина» в жизни (и постели) великой княгини возник не после смерти Василия III, а со дня их свадьбы, будучи приставлен к ней в качестве дружки! Бояре-интриганы, подложившие Василию новую жену, явно сомневались в способности государя проявить к ней определенный интерес. И, дабы не пускать дело на самотек, сразу же обеспечили свою ставленницу надежным «производителем». Кстати, отцовство Овчины Телепнева-Оболенского подтверждается еще целым рядом фактов. Скажем, психические отклонения у Иоанна Васильевича налицо, а уж его младший братец Юрий и вовсе слабоумен. В роду Рюриковичей, невзирая на признаки вырождения, столь ярко выраженных «психов» не было. Как не было их и у Глинских. А вот у Оболенских одни прозвища чего стоят: Немой, Лопата, Глупый, Медведица, Телепень, Сухорукий...

В общем, мало кто при дворе сомневался, кто истинный отец будущего Грозного. Правление Глинской и Овчины было непродолжительным: когда регентша стала лишней, бояре попросту отравили ее. А «обольститель ее Овчина», как гласит летопись, был тут же «рассечен на куски». Захватившая власть боярская компания незамедлительно убрала и всех еще живых исполнителей заговора 1525 года.

Про Георгия же бояре, занятые дележом казны и ослепленные безудержной страстью к обогащению, забыли. Как и про Ивана с братом. Жажда наживы заглушила даже инстинкт самосохранения: подумаешь, щенки Глинской, — кому они опасны, кому нужны?..

Какого волка вырастили бояре из некормленного, оскорбляемого, закомплексованного мальчугана, известно. Можно только представить, какие страсти кипели в душе затравленного бастарда, какая ненависть клокотала в нем! Придет время — все выплеснется наружу, и боярам-обидчикам мало не покажется!

Перебор людишек

Первые расправы Иван учинил еще до венчания на царство: на кол посадил своего единокровного брата Федора — сына того самого Овчины Телепнева-Оболенского! А заодно и двоюродного братца того — Дорогобужского... Оттого, что вновь пошли разговорчики о сомнительном происхождении Ивана IV.

Но особенно опасен Ивану был законный наследник трона — Георгий.

Здесь прервем рассказ о деяниях Ивана Грозного и поясним, кто же такой этот таинственный Георгий, которого так опасался неуравновешенный царь, что перебил полстраны в его поисках. Для этого придется вернуться лет на тридцать назад... (Цитата из блога «Секреты истории», по материалам газеты «Вечерний звон».)

В 1934 г. молодой исследователь Суздаля и директор Суздальского музея А. Д. Варганов производил археологические раскопки в подклете Покровского собора Покровского монастыря. В ходе раскопок была обнаружена небольшая безымянная гробница, находившаяся между гробницами некоей «старицы Александры», умершей в 1525 году, и «старицы Софии», умершей в 1542 году. Известно, что София — это первая жена великого московского князя и государя Василия III, Соломония Юрьевна Сабурова, обвиненная в бесплодии и постриженная в монастырь в 1525 году. Однако ходили слухи, что обвинение было несправедливым, что Соломония ждала ребенка и родила в монастыре сына, который вскоре умер.

Варганов очень заинтересовался безымянной гробницей: а вдруг это и есть гробница сына Соломонии Сабуровой? Он принимает решение вскрыть захоронение. Каково же было его удивление, когда в гробнице он не обнаружил следов захоронения. Вместо скелета там лежала полуистлевшая от времени деревянная кукла, одетая в шелковую мальчишескую рубашечку, какие в 16 веке носили дети царского рода. Отреставрированная, эта рубашечка сейчас находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той самой гробницы.

Итак, ложное захоронение 16 века? Кому это понадобилось? Тайну этого захоронения историки пытались разгадать на протяжении всего 20 века.

Великий князь Василий III был сыном Ивана III и его второй жены, византийской принцессы Софьи Палеолог. Правил он с 1505 по 1533 год. При нем было закончено объединение русских земель вокруг Москвы. В отношениях с татарскими ханствами он уже называл себя «царем всея Руси». Сигизмунд Герберштейн писал о нем: «Это такой государь, каким не был ни один монарх в Европе. Только он один и правит».

В 26 лет Василий надумал жениться. Тогда и произошел знаменитый «девичий переполох», ставший в наши дни сюжетом для оперетты Ю. Милютина. Великий князь велел собрать для смотрин самых красивых девушек, невзирая на их знатность. Из полутора тысяч отобрали и привезли в Москву 500, из них выбрали 300, из трехсот 200, после 100, наконец только 10, тщательно осмотренных повивальными бабками; из этих десяти Василий выбрал себе невесту и затем женился на ней. Чем не конкурс красоты 16 века?

Выбор Василия пал на Соломонию Юрьевну Сабурову, происходившую из старинного, но «захудалого» московского боярского рода. Жили они, если верить летописям, в полном согласии. Однако проходили годы, а Соломония оставалась бездетной. Василий не хотел оставлять престол братьям. Он даже не позволял им жениться, пока у него самого не родится наследник. Но время шло, не помогали ни врачи, ни священники, ни поездки по монастырям и усердные молитвы, — детей не было.

Тогда Василий решился на развод с Соломонией, сослав ее в монастырь. У него уже была на примете другая невеста — молодая красавица Елена Глинская.

Для Руси того времени этот случай был беспримерный. Во-первых, уход в монастырь одного из супругов дозволялся православной церковью только при обоюдном согласии обоих. Но Соломония и слышать не хотела о разводе. Во-вторых, ни о каком новом браке при живой первой жене и речи быть не могло.

С просьбой о разрешении на развод Василий III обратился к константинопольскому патриарху, главе всех православных церквей мира, но получил категорический отказ. На помощь великому князю приходит московский митрополит Даниил, который нашел князю оправдание для развода, сказав: «Неплодную смоковницу посекают и измещут из винограда». Начался розыск о «неплодии» Соломонии. В ходе его выяснилось, что великая княгиня прибегала к помощи гадалок и знахарок, к колдовству и «заговорам». Это резко ухудшило ее положение, так как возникло подозрение: а не было ли от того колдовства порчи великому князю?!

Участь Соломонии была решена. 29 ноября 1525 года она была пострижена в московском Рождественском монастыре.

Есть свидетельства о том, что постриг был насильственным, что Соломония противилась ему. Об этом пишет князь Андрей Курбский. Германский посол Герберштейн пишет, что Соломония сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом! Однако многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: «Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!».

Поскольку в Москве многие поддерживали Соломонию, Василий III отправил ее подальше от Москвы — в суздальский Покровский монастырь. А менее чем через два месяца сыграл свадьбу с Еленой Глинской, которой только что исполнилось 16 лет. Князю же было уже 42 года. Чтобы понравиться молодой жене и самому выглядеть моложе, Василий, отступив от обычаев старины, даже сбрил бороду!

Прошло несколько месяцев. И вдруг по Москве пошли слухи, что Соломония в монастыре родила Василию III наследника престола, царевича Георгия.

Глинские были в ярости. Василию также не понравились эти слухи. Распространительницы слухов были выявлены и наказаны, а в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения этого скандального дела. Соломония встретила дьяков враждебно и отказалась показать им ребенка, заявив, что они «недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери».

Тогда были посланы бояре и церковники, — но об итогах этого следствия не сохранилось никаких документов. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына. В подтверждение великокняжеским послам показали гробницу.

Однако был ли действительно сын у Соломонии? Это осталось неизвестным. Некоторые историки убеждены, что был. Археолог и историк граф С. Д. Шереметьев считал, что Соломония спрятала сына у надежных людей, так как понимала, что его не оставят в живых. Эту версию подтверждает находка Варгановым пустой гробницы в 1934 году. К тому же во втором браке у Василия III также долго не было детей. Только в 1530 г. у великого князя родился сын Иван — будущий Иван Грозный.

Теперь всякие сомнения в каноничности второго брака Василия III означали отрицание законности прав наследника престола. За это отрубали головы, морили голодом в темницах, ссылали на север. Вскоре у Елены Глинской родился второй сын Юрий (оказавшийся глухонемым). Лишь после этого Василий III разрешил своим братьям жениться. К этому времени их осталось только двое.

Василий III умер в 1533 г. Власть при малолетнем Иване перешла к его матери, правившей вместе со своим фаворитом, князем Иваном Оболенским — тем самым Овчиной, которого молва называла отцом детей Елены (Иван страдал эпилепсией, как и князь Оболенский). Для Елены Соломония и ее сын, если он существовал, были очень опасны. Поэтому Соломония была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской.

После смерти Елены Глинской к власти пришли князья Шуйские, обращавшиеся с малолетним Иваном IV пренебрежительно. Казалось бы, вот удобный случай для появления на политической арене царевича Георгия, «законного» наследника престола. Однако ничего подобного не произошло.

И все же в этой истории остается много тайного. Если Георгия не было, то почему Иван IV, уже прочно утвердившийся на престоле, затребовал к себе все архивные документы следствия о «неплодии» Соломонии? И куда затем эти документы исчезли? Некоторые историки считают, что Иван Грозный всю жизнь искал сына Соломонии Георгия. Известно, что Иван IV совершил разорительные походы на Тверь и Новгород Великий. По его приказу там совершались массовые истребления мужчин. Есть предположения, что царь получал донесения о том, что в этих городах скрывался Георгий, и пытался его уничтожить.

Имя Георгия в народе связано с легендарным разбойником Кудеяром, героем многих песен и легенд, русским Робином Гудом. По одному из преданий, Кудеяр разбойничал в лесах между Суздалем и Шуей. Здесь в вотчинах князей Шуйских Георгий мог в молодости скрываться от гнева Глинских. Но это всего лишь предположения, не подкрепленные никакими документами.

В 1542 г. Соломония умерла. Через 8 лет патриарх Иосиф канонизировал ее. Мощи старицы Софьи были и остались почитаемы многими людьми. Сам Иван Грозный, якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией. Приходили к мощам святой Софии и оба его сына с женами, и первый царь из династии Романовых, и многие другие.

Ну а Георгий? Существовал ли он на самом деле, или это только вымысел? Об этом никто не знает и вряд ли узнает. Сейчас в подклете монастырского Покровского собора, среди многочисленных древних гробниц, совершаются богослужения: здесь вновь существует храм, как в древние времена. Мощи святой Софии перенесены в основной храм, а безымянную маленькую гробницу больше никто не тревожит.

Конец цитаты. Теперь ясно, кто этот Георгий и почему его так опасается Иван Грозный.

Где же скрывается этот таинственный царевич, кто его сторонники, когда он даст о себе знать? Полная неизвестность. Такой жуткой неопределенности не вынесли бы нервы и куда более психически крепкого человека. А у Ивана с этим было не очень. Страх изматывал его, и страх не беспричинный: выйди Георгий на политическую арену, немало бояр и служилых людей сделали бы ставку на старшего и законного сына Василия III. И, как водится во все времена и у всех народов, за жизнь Ивана тогда никто не дал бы и копейки.

Не здесь ли кроется объяснение жестокости Грозного? Не мифических боярских заговоров он боялся. Просто не до управления страной ему было, не до покоя, пока не устранен тот, кто может в одночасье лишить его короны и самой жизни!

Царь снарядил экспедицию в Суздаль и сам туда ездил — в 1552, 1560 и 1564-м. На след выйти надеялся! Повелел вскрыть могилку — а там кукла в детской рубашонке. Жив, значит, соперник, ходит где-то рядом, неслышно к трону подбираясь! Был момент, когда почувствовал Иван Васильевич, что горит земля под его ногами и рушится трон: в июне 1569-го внезапно дарует он неслыханные привилегии английской торговой Московской компании и обращается к английской же королеве с нижайшей просьбой: предоставить ему с семьей убежище в Англии! И столицу из Москвы в Вологду перенести хотел, — оттуда сподручнее на туманный Альбион бежать. Именно в тот период в один миг и облысел Иоанн...

Нетрудно предположить, что навязчивой идеей Ивана, даже, может быть, — до поры! — целью существования стало: найти, любой ценой найти! И уничтожить потенциального конкурента!

Но не мог он искать открыто — это значило бы признать существование законного престолонаследника, а тем самым — и свою неправомочность. Искать надо, но искать нельзя. Замкнутый круг.

Разрубить его смогла лишь опричнина.

Пытаясь объяснить феномен опричнины, историки вырастили целый лес версий. А почему бы не взглянуть на опричнину как на систему мер, нацеленных на широкомасштабный, притом строго секретный, политический розыск и ликвидацию конкретного противника? Враг реален, известен, но даже имя его должно держаться в тайне. Значит, для прикрытия нужен враг мифический. Пожалуйста, вот вам и «роль боярских заговоров», и «борьба с удельным сепаратизмом»!

Естественно, в таком деле Иван Васильевич опереться мог лишь на избранных. Отсюда и явилось опричное войско. Его нужно было кормить-поить за верную службу. Вот вам и «земская реформа»: ограбили одних, чтобы платить своим. А чтобы тайну соблюсти, под страхом смерти запрещено опричникам с непосвященными общаться, с земцами! Для чего особое судопроизводство — понятно: взял человека, допросил на дыбе — и в расход. А выбор территории для опричнины? Да если взять карту и вглядеться, проступает география... масштабных поисков Георгия! Ибо вводилась опричнина именно там, где он бывал и где мог найти убежище и приют. Получается, что то была самая первая в истории России, возведенная в ранг государственной политики широкомасштабная, тщательная, системная спецоперация.

Завершилось все погромами и резней в Новгороде, Твери и Торжке в 1570-м. И, видимо, именно в Твери настиг-таки Грозный своего соперника. Свидетельствует датский посланник Яков Ульфельд: город Тверь разгромили, «потому что в оном было жилище убитого князя, то есть брата великого князя». Пастор и писатель Пауль Одерборн тоже пишет об убийстве Грозным своего брата: Георгий, пытавшийся укрыться в своем доме, захвачен «оперативниками», закован в цепи, подвергнут пытке и после убит. Эпилогом же розыска стали массовые казни в Москве 25 июня 1570 года.

Все, опасность ликвидирована. И Грозный больше не нуждается ни в опричниках, ни в заморском убежище. Тут же отменяются льготы англичанам и разрываются отношения с английской королевой! А иностранные послы отмечают: «московский царь точно ожил». Опричнина ликвидирована столь стремительно, что историки до сих пор бьются в догадках: не только зачем она была нужна, но и почему от нее избавились. А может, потому, что исполнила свое предназначение?

Ликвидировали и тех, кто слишком много узнал в ходе этой спецоперации: все руководители опричнины жестоко уничтожены — все без исключения! «Повезло» лишь Малюте Скуратову, сподобившемуся погибнуть при штурме крепости Пайда в Ливонии (хотя и неизвестно, откуда прилетела настигшая его пуля...).

Но и это не все. Уничтожены не только «говорящие» носители информации. Исчезли целые пласты документов того времени. Информация, попросту говоря, целенаправленно подчищена, историю той эпохи приходится реконструировать едва ли не так же, как историю Древнего Египта. В руках историков нет даже ни единого автографа Ивана Грозного! По сути, перед нами государственная акция по фальсификации истории — как часть той спецоперации...

Георгий ликвидирован, память о нем стерта. Казалось бы, навсегда... Если бы не... ОГПУ со своим гробокопательством...

Источник — Блог «Секреты истории»

Материалы по теме

Статьи по теме

1 комментарий

no guest photo ответить

Гость

16.06.2009 16:55:47
А вы не слушали Задорнова, когда он рассказывал про то, как относятся к Ивану Грозному иностранцы. Мы создали ему стереотип и они верят в то, что он такой беспощадный. А он и говорит, что у самих европейцев в то время был, по-моему, Карл Великий, так он убил где-то около 4000 тысяч человек, а Иван Грозный максимум десяток. Вот так перекраивают историю

			

Написать комментарий


		
Программа Project Smile
Программа Project Smile направлена на организацию и проведение образовательных и развлекательных мероприятий, развитие креативного мышления у детей и школьников, помощь пожилым людям и людям с ограниченными возможностями.
 
Конкурс на получение стипендии от EF Education First
Компания EF Education First объявляет конкурс на получение стипендии на обучение по программам продолжительностью академический семестр или академический год.
Программа Project Smile
Программа Project Smile направлена на организацию и проведение образовательных и развлекательных мероприятий, развитие креативного мышления у детей и школьников, помощь пожилым людям и людям с ограниченными возможностями.
 
Конкурс на получение стипендии от EF Education First
Компания EF Education First объявляет конкурс на получение стипендии на обучение по программам продолжительностью академический семестр или академический год.