Марина Алексеева Иерархия в школе: да или нет?
9 Окт 2008

Вряд ли кто-то попытается спорить с тем, что в любом школьном коллективе существует своеобразная социальная иерархия. В каждом классе есть какая-нибудь Светочка Козлова, правая рука классной руководительницы, зубрилка и доносчица; есть и Ванечка Сидоров, двоечник и вечный раздолбай, головная боль всех учителей. Обязательно есть своя первая красавица и затюканный тихоня, объект всеобщих насмешек... И понять, кто есть кто, нетрудно даже неосведомленному человеку: достаточно провести в школьном классе всего несколько часов.

Конечно, вся эта иерархическая система складывается стихийно и не является частью официальной школьной жизни.

А что если бы в наших школах существовала официальная иерархия? Так, как это уже давно введено в практику во многих странах?

Изначально в американских колледжах и университетах были созданы советы студентов. Они отвечали за организацию специальных культурных, социальных и спортивных мероприятий. Позже опыт работы студенческих советов распространился и за пределы США. На сегодняшний день они существуют более чем в тридцати странах мира. Система студенческих советов внедрена также во многих частных университетах, например, в таких странах, как Индия и Иран.

Со временем подобные организации стали создаваться и в общеобразовательных школах, начиная с начальных классов. В американских школах стать членом школьного совета можно уже с третьего класса. Выбираются представители от каждого класса, и ответственный преподаватель обучает их основам работы школьного совета. Позже, в старших классах, каждый поток учащихся выдвигает в школьный совет своих представителей: десятый класс выбирает своего президента, премьер-министра и остальных членов совета, одиннадцатый и двенадцатый классы — соответственно, своих. Президент последнего, двенадцатого класса, по обычаю, является президентом всей школы.

Начиная со средней школы, учителя и администрация не вмешиваются в дела школьного совета — вся ответственность лежит на самих ребятах.

В каждой стране принята своя структура школьных советов, которая в большинстве случаев является копией исполнительной ветви власти этой страны. К примеру, в США школьный совет составляют:

  • президент,
  • вице-президент,
  • секретарь,
  • спикер,
  • сенатор,
  • казначей,
  • парламентарии,
  • сержант,
  • историки.

В некоторых школах есть также законодательная и судебная ветви власти. Но это скорее исключение из правил.

Британские школьные советы обычно состоят из:

  • президента или генерального секретаря,
  • вице-президента по вопросам сервиса,
  • вице-президента по вопросам социального обеспечения,
  • вице-президента по вопросам образования,
  • казначея,
  • пресс-атташе,
  • президента атлетического совета,
  • уполномоченного по делам LGBT (лесбиянок, геев, бисексуалов, трансвеститов),
  • уполномоченного по экологии,
  • уполномоченного по женским вопросам,
  • уполномоченного по делам расовой толерантности.

Основная обязанность школьного совета — представление интересов учащихся на собраниях с администрацией школы. То есть если руководство школы приняло какое-то важное решение по вопросу, непосредственно касающемуся жизни школьников, то это обязательно должно быть обсуждено со школьным советом, и голос школьников имеет такую же силу, как и голос администрации.

Фандрайзинг — это процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов с целью реализации определенного социального проекта.

Помимо представления интересов учащихся, в функции школьного совета входят организация и спонсирование таких мероприятий, как homecoming dance (танцы, проводимые по традиции в начале каждого учебного года, в ознаменование того, что дети вернулись в стены школы), выделение денег на студенческие инициативы, работу клубов и кружков, регулирование работы различных школьных организаций. Школа выделяет деньги не на все мероприятия, поэтому забота школьного совета — придумать, каким образом оплачивать те или иные из них. В этом случае совет прибегает к фандрайзингу. Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих, правительственных организаций, фондов. Организация фандрайзинга предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и увязку с интересами финансовых доноров, налаживание, поддержание и развитие связей с ними, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации.

Самые популярные виды фандрайзинга для школьников — организация платных спортивных мероприятий, например, марафонов, каждый участник которых должен заплатить взнос. Практикуется также продажа различных сувениров с эмблемой школы или какого-нибудь мероприятия. Зачастую крупные магазины и рестораны предоставляют школе свою продукцию, деньги от продажи которой идут на организацию школьных танцев, семинаров, рок-концертов.

Не менее важная задача школьного совета — управление школьными клубами. Кроме того, почти каждая школа в США имеет свою газету; школьный совет выделяет на нее средства и управляет функционированием этого издания.

Выборы в школьный совет проходят раз в год, в конце учебного года. За месяц или два до его окончания ученики, желающие стать членами школьного совета, начинают рекламную кампанию: развешивают в коридорах школы постеры, произносят речи, организуют ярмарки, раздачу сладостей и выпечки, — в общем, всячески привлекают внимание и завоевывают интерес однокашников. В конце года проходят выборы, в которых участвуют все учащиеся, и каждый поток, как уже говорилось, выдвигает в совет школы своих представителей.

...Но все это — далеко, в зарубежных странах. В наших же школах о каких-то официальных представительствах и советах учащихся до сих пор нет и речи. Что можно хотя бы отдаленно соотнести у нас с подобным аналогом? Старосты, учебные и культурные сектора, ответственные за журнал, дневники и выставление оценок... Учащиеся совершенно не заинтересованы в школьной жизни и событиях, связанных со школой. Между тем, достоинств у школьных советов, как мне кажется, уйма. И прежде всего — участвовать в них очень интересно. Ребята учатся взаимоотношениям со взрослыми и сотрудничеству со сверстниками, вырабатывают умение принимать рациональные, взвешенные решения, а главное — на примере настоящей социальной иерархии постигают, как работает общество.

За многие десятилетия своего существования школьные советы заняли очень важное место в жизни зарубежных школ, и их влияние с каждым годом усиливается. Внедрение школьных советов и в наших общеобразовательных школах, я уверена, поможет не только вовлечь детей и подростков в социальную жизнь школы, но и больше увлечь учебой. Во всяком случае, задуматься об этом нововведении всерьез нам стоит: ведь пример, и очень красноречивый, — вот он, перед глазами.

Материалы по теме

Статьи по теме

1 комментарий

ответить

Гость

09.10.2008 11:12:18
Для того, чтобы эта система начала действовать у нас в стране, правительство должно всерьез заняться школьной реформой, в частности технической составляющей и реконструкцией учебных заведений. Школа должна быть чем-то большим чем просто здание с коридорами , классами и досками. Она должна напоминать дом, в котором хочется остаться на час...ещё на два и т.д.

			

Написать комментарий


		
Международный литературный конкурс "Русская Премия"
«Русская Премия» будет присуждена в трех номинациях: «крупная проза» (повести и романы), «малая проза» (повести и сборники рассказов) и поэзия. Победитель в каждой номинации получит премию в размере 5000 долларов США.
 
Всероссийский конкурс СМИ "PRO Образование"
К участию в конкурсе приглашаются журналисты (в том числе и внештатные) средств массовой информации, а также средства массовой информации, зарегистрированные на территории России. На конкурс предоставляются материалы, опубликованные или вышедшие в эфир в 2008 году.
Премия «Лучший экологический проект года»
Премия присваивается юридическим и физическим лицам – резидентам Российской Федерации: коммерческим и общественным организациям, научно-исследовательским институтам, ученым, изобретателям, высшим учебным заведениям, журналистам, студентам, аспирантам и экспертам.
 
Стипендии на стажировку во Франции
Стажировки на срок от двух недель до четырех месяцев предлагаются студентам и специалистам с высшим образованием, желающим повысить квалификацию в сфере своей профессиональный деятельности.