14-15 века
Еретические движения в XIV—XVI вв. XIV-XVI вв. были временем ожесточенных религиозных споров как в рамках Русской православной церкви, так и за ее пределами. В рамках Церкви наибольшее значение имел спор между иосифлянами и нестяжателями. Нестяжателей
возглавлял монах одного из окраинных монастырей Нил Сорский. Он и его сподвижники выступали против богатства Церкви, проповедовали аскетический образ жизни, терпимо относились к еретикам. Во главе иосифлян стоял игумен
Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Иосифляне утверждали право Церкви владеть землей и другими богатствами, возвеличивали великого князя как хранителя православной веры, выступали за жестокие преследования еретиков. Первоначально власть поддерживала нестяжателей, рассчитывая провести с их помощью секуляризацию церковных земель. Позже, однако, перевес оказался на стороне иосифлян, всячески подчеркивавших свою приверженность идее неограниченной власти православного государя. Стоглавый церковный собор 1551 г. закрепил их победу. В это же время на Руси получают распространение некоторые ереси. Исторически первой была ересь стригольников, возникшая в Новгороде еще в период существования там независимой республики.
Происхождение названия ереси неясно. Стригольники с позиций разума критиковали Библию и сочинения «отцов церкви», отвергали церковные обряды, обличали духовенство за его пороки. Церковь и государство преследовали
стригольников, многие из них были казнены.
Прямыми наследниками
стригольников были сторонники новой ереси, которую церковники окрестили ересью жидовствующих, т.к. еретиков обвиняли в переходе в иудаизм. Справедливость этих обвинений оценить трудно, т.к. до нас дошли произведения только обличителей еретиков, не брезговавших никакими средствами в борьбе со своими противниками. Несомненно, что еретики отрицали церковную иерархию, не принимали как противоречащий разуму догмат о троичности божества, считали ненужными иконы и обряды. Ересь получила довольно широкое распространение, в числе ее приверженцев оказались некоторые видные дипломаты и приближенные Великого князя Ивана Ш, в том числе его невестка, дочь молдавского господаря Елена. В ереси обвиняли и митрополита Зосиму. До поры до времени сам Великий князь покровительствовал еретикам, но затем отвернулся от них. На еретиков обрушились репрессии, многих из них сожгли или умертвили в тюрьме (в том числе невестку Великого князя). Идеи еретиков, однако, были восприняты вольнодумцами XVI в. Один из них - постригшийся в монахи беглый холоп Феодосии Косой -отрицал не только обряды и священство, но даже христианскую символику и саму необходимость государственной власти. Он призывал не платить налогов, не повиноваться властям, проповедовал равенство всех народов. Идеи Феодосия получили некоторое распространение, несмотря на то, что его сторонники подвергались жестоким
преследованиям.