Киевская Русь

Проблема происхождения государства у восточных славян. Норманнская теория
Вопросы, связанные с древнейшей историей славян, являются чрезвычайно спорными. Славян относят к семье индоевропейских народов, населяющих Европу и часть Азии. Наиболее близки к славянам народы балтийской группы: литовцы, латыши и древние пруссы. Территория, на которой первоначально расселялись славяне, по-видимому охватывала часть Польши, Западную Белоруссию и Украину. С этой своей прародины славяне в середине I тыс. н. эры двинулись на запад (там впоследствии сформировались западнославянские народы поляков, чехов и словаков), юг (южные славяне - болгары, сербы, хорваты и др.) и восток (предки русских, украинцев и белорусов) . В «Повести временных лет» летописца Нестора перечисляются восточнославянские племена и указываются районы их расселения: поляне (в среднем течении Днепра) , древляне (по Припяти), ильменские словене (по рекам Волхову, Шелони, Ловати), вятичи (в верховьях Оки) и др. До восточных славян на Восточноевропейской равнине жили племена балтов и угро-финнов. Расселение славян происходило мирно, т.к. плотность населения была низкой и земли хватало всем. Постепенно местное население ассимилировалось славянами.
Основу хозяйственной жизни славян составляло земледелие. Славяне также разводили крупный рогатый скот и свиней, лошадей, занимались рыболовством и охотой. Было развито кузнечное, литейное, гончарное дело.
В период расселения у славян господствовал родо-племенной строй. Решающая роль в управлении принадлежала вече (народному собранию) , князьям (военным вождям) и старейшинам. Постепенно в связи с развитием хозяйства на смену родовой общине приходит соседская, появляется частная собственность и имущественное расслоение. Государство есть особая система управления, имеющая следующие признаки: наличие профессиональных 'управленцев, законодательство, система налогообложения, определенная территория. Образование государства у восточных славян относится к IX-X вв. Развитию этого процесса способствовало: 1) интенсивный процесс разложения родоплеменных отношений, обогащение знати и обеднение значительной части соплеменников (это требовало регулирования отношений между ними на новой основе) ; 2) необходимость консолидации восточнославянских племен с целью защиты от внешних врагов (варяги на севере и хазары на юге) ; 3) потребности налаживания взаимовыгодной торговли с Византией по торговому пути «из варяг в греки».
Проблема возникновения восточнославянского государства напрямую связана с так называемой «норманнской теорией», согласно которой государственность на Русь была привнесена извне - варягами (скандинавами, норманнами). Эта теория была выдвинута в XVIII в. историками, немцами по происхождению Байером, Миллером и Шлеце-ром и основывалась на трактовке русских летописей (предание о призвании варяга Рюрика и др.). Крайний норманизм - это представление о том, что Древнерусское гос-во целиком создано варягами. Крайний антинорманизм (его основателем был М.В. Ломоносов) - это отрицание какой-либо роли варягов в образовании гос-ва. Между этими двумя крайностями располагается широкий спектр мнений. Распространенный сегодня умеренный подход заключается в том, что славянские племена самостоятельно к началу IX в. достигли уровня общественного развития, предусматривавшего появление государства, а варяги сыграли важную, но вспомогательную роль. Об этом свидетельствует и наличие у славян двух центров государственности -на юге - союз племен Среднего Приднепровья с центром в Киеве и на севере, объединение ильменских словен (ими был приглашен Рюрик).


                       

Возврат к списку

IV Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников
В 2009-2010 учебном году в 7 федеральных округах Российской Федерации компания «Сименс» проводит IV Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов среди старшеклассников. Тема конкурса - «Технологии повышения эффективности на производстве и в жизни».
 
XII открытый конкурс для старшеклассников «Издательская деятельность в школе»
Ежегодный конкурс, который позволяет раскрыть творческий потенциал молодежи, используя разнообразные формы подачи информации.
Институт психоанализа объявляет об открытии стипендиальной программы
Впервые в России частный ВУЗ объявляет  стипендиальную программу, позволяющую лучшим студентам учиться бесплатно.
 
Фонд имени В.И. Вернадского
Стипендия им. В.И. Вернадского учреждена с целью поощрения учебной и научной деятельности студентов очного обучения высших учебных заведений. Стипендии назначаются на конкурсной основе как студентам российских вузов, так и зарубежным студентам. Конкурс среди иностранных студентов проводит московская конкурсная комиссия.