Киевская Русь
Время правления Владимира Святославича, Крещение" Руси
После смерти Святослава великим князем становится его старший сын Ярополк, отличавшийся злопамятным и завистливым характером. Он начал войну против своего брата, древлянского князя Олега, которого убил в сражении, а земли древлян присоединил к Киеву. Третий сын Святослава Владимир бежал из Новгорода, который получил в удел, у варягам, опасаясь нападения Ярополка. Но княжение последнего оказалось непрочным - слишком много врагов он сумел себе нажить из-за тяжелого характера. Владимир вернулся через два года с на-
_ емной варяжской дружиной, разбил
) Ярополка и занял престол.
Княжение Владимира (980-1015) было не только довольно продолжительным, но и крайне плодотворным с точки зрения укрепления Древнерусского государства.
Владимир расширил пределы государства, значительно укрепил связи между его отдельными частями. В 981 г. В ходе короткой войны с польским князем Мешком I он освободил русские Червеньские земли (Перемышль, Чер-вень), победил ятвягов. Потом он с успехом ходил на север в землю вятичей (бассейн реки Оки и Угры) . Но более трудным и важным для Киева был поход Владимира на восток на Волгу, Каспий, в Дикое поле, где князем бы-, ли разбиты печенеги и убит их каган Куря.
Но все же многочисленные печенежские орды продолжали угрожать русским границам, и Владимир построил ряд крепостей на границе с Диким полем. Была создана система оборонительных сооружений - валы, "засеки", гарнизоны приграничных крепостей укомплектованы дружинниками из северных земель ("богатырские заставы"), была создана система сигнальных костров, с помощью которой весть о нападении быстро передавалась в Киев.
Отношения- Киева с Византией при Владимире отличались непостоянством. Сначала киевский князь был союзником Византийского императора против восставшей малоазийской знати. Однако после того, как русских бесцеремонно выдворили из Византии, не отблагодарив за помощь Владимир пошел в поход на Хервонес (Корсунь) и после длительной осады взял его.
Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Это послужило поднятию престижа центральной власти на местах.
До X века восточные славяне были язычниками. Основными славянскими божествами были: Сварог (бог неба),
• Дажьбог (бог Солнца), Стрибог (бог ветра), Перун (бог грома и молнии), Белее (бог скота, пастухов), Ярила (бог весны, солнечйого света), Мо-кошь (богиня женского рукоделия), Род (бог плодородия), Лада (богиня семьи). С объединением земель под властью Киева потребовался один бог (принцип - "один бог на небе - один князь на земле"). Первая попытка реформы была проведена в 980 г., было выделено 6 языческих богов, среди которых назван главный - Перун. Однако новые представления о старых богах не усваивались населением, противоречили родовым обычаям почитания того или иного бога.
Князь Владимир предпринял еще одну попытку. Он, по преданию, собрал у себя миссионеров виднейших монотеистических религий (ислам, иудаизм, христианство) и сделал выбор в пользу христианства. Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую христианскую церковную службу. Принятие, религии из Византии определялось и давними культурными связями между двумя странами (бабка Владимира Ольга уже была христианкой). Князь Владимир крестился во время похода на Корсунь, а по возвращении в Киев в 988 г. приказал уничтожить языческих идолов и крестил своих бояр и киевлян. Это положило начало широкому распространению христианства на Руси, которое происходило не всегда мирными методами ("огнем и мечом). На северо-востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Принятие христианства имело огромное культурное и полити-
- ческое значение для Руси: появился алфавит, книги, каменное зодчество, Русь вошла в систему европейских христианских государств.