17 Июн 2009

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 апреля 2009 г. N 128 Об утверждении Порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании.

Опубликовано 17 июня 2009 г.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 9 июня 2009 г.

Регистрационный N 14043

В соответствии с пунктом 14 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 17, ст. 1932; N 49, ст. 6070), пунктом 3 статьи 23 и подпунктом 8 пункта 3 статьи 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135; 2007, N 17, ст. 1932) и на основании пунктов 5.2.23.9 и 5.2.23.10 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938, N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 9 января 1997 г. N15 «Об утверждении Порядка признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и форм соответствующих свидетельств» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 1997 г., регистрационный N 1260. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, N 6).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Калину  И. И.

Министр

А. Фурсенко

Приложение

Порядок признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании

1. Настоящий Порядок определяет правила признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании (далее — документы об образовании), а также выдачи соответствующих свидетельств с целью обеспечения прав граждан, получивших образование в иностранных государствах, на продолжение образования и профессиональную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов об образовании осуществляются в соответствии с международными договорами, регулирующими вопросы признания и эквивалентности документов об образовании и имеющими юридическую силу на территории Российской Федерации (далее — международные договоры о взаимном признании и эквивалентности), законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком с учетом международной практики по вопросам признания и установления эквивалентности документов об образовании.

3. Признание и установление в Российской Федерации эквивалентности (далее — признание) документов об образовании осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки по заявлению обладателя документа об образовании или уполномоченного им лица, действующего на основании оформленной в установленном порядке доверенности (далее вместе — заявители).

4. К заявлению о признании документа об образовании прилагаются следующие документы:

  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя и (или) обладателя документа об образовании;
  • оригинал легализованного в установленном порядке (при необходимости) документа об образовании;
  • оригинал легализованного в установленном порядке (при необходимости) приложения к документу об образовании, если таковое предусматривается законодательством государства, выдавшего документ об образовании, с указанием пройденных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и их объема, других составляющих образовательного процесса;
  • переводы на русский язык документа об образовании и приложения к нему (при наличии), заверенные надлежащим образом.

Обладатель документа об образовании вправе представить также другие доказательства своей подготовки, в том числе иные документы об образовании и (или) квалификации, о допуске к профессиональной деятельности, практическом опыте. Данные документы представляются вместе с их переводами, заверенными надлежащим образом.

Оригиналы документов об образовании после принятия заявления возвращаются заявителю.

5. Если к признанию представлен документ об образовании, подпадающий под действие международного договора о взаимном признании и эквивалентности, процедура признания включает в себя проверку соответствия представленного документа об образовании документам, указанным в соответствующем международном договоре о взаимном признании и эквивалентности.

При представлении документа о профессиональном образовании Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в случае необходимости определяется также наиболее близкое по смыслу и содержанию образования направление подготовки (специальность, профессия), по которому может быть признан в Российской Федерации такой документ об образовании.

6. Если документ об образовании не подпадает под действие международного договора о взаимном признании и эквивалентности либо такой международный договор у Российской Федерации и иностранного государства отсутствует, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки организует проведение экспертизы представленных заявителем документов, предметом и содержанием которой являются:

  • определение соответствующего направления (специальности, профессии) и (или) уровня образования (квалификации), по которым возможно признание в Российской Федерации документа об образовании;
  • сопоставление структуры и объема учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), требований к результатам освоения образовательной программы, по завершении освоения которой в иностранном государстве выдан документ об образовании (далее — иностранная образовательная программа), а также уровня образования (квалификации), которые он подтверждает, и примерных основных образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов (федеральных государственных требований) соответствующего уровня;
  • определение равноценности академических и (или) профессиональных прав, предоставляемых обладателю документа об образовании в государстве, в котором выдан этот документ, правам, которые предоставляются соответствующим документом государственного образца об образовании и (или) квалификации в Российской Федерации.

В случае выявления существенных различий в структуре и (или) объеме учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), требований к результатам освоения иностранной образовательной программы и федерального государственного образовательного стандарта (федеральных государственных требований) соответствующего уровня при проведении экспертизы определяются также дополнительные условия (дополнительное обучение, экзамены, квалификационные испытания и т.п.), выполнение которых обладателем документа об образовании компенсирует имеющиеся существенные различия.

При проведении экспертизы учитываются возможные допустимые различия в учебных планах, образовательных технологиях и формах получения образования, не влияющие на результаты освоения образовательной программы.

Если ранее по результатам экспертизы аналогичный документ об образовании был признан Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, экспертиза представленных заявителем документов не проводится.

7. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в целях проведения экспертизы направляет при необходимости соответствующие запросы в образовательную организацию, которой выдан документ об образовании, иные компетентные российские, иностранные и международные органы и организации.

К проведению экспертизы Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки привлекаются имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения профессионального образования, научные организации, учебно-методические объединения, объединения работодателей, а также специалисты, компетентные в области образования соответствующего уровня и направленности.

8. Затраты на проведение экспертизы оплачиваются заявителем.

Экспертиза проводится после представления заявителем копий платежных документов, подтверждающих внесение платы за ее проведение.

9. По результатам рассмотрения представленных заявителем документов Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки принимает одно из следующих решений:

  • о признании документа об образовании на территории Российской Федерации с предоставлением обладателю документа соответствующих академических и (или) профессиональных прав;
  • о признании документа об образовании в качестве документа, подтверждающего освоение группы дисциплин и (или) период обучения по образовательной программе определенного уровня (академической справки);
  • об отказе в признании документа об образовании на территории Российской Федерации.

10. В случае принятия решения о признании документа об образовании на территории Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки оформляется свидетельство об установлении эквивалентности документа об образовании (далее — свидетельство).

В свидетельстве указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество заявителя;
  • наименование, серия и номер документа об образовании;
  • наименование и место нахождения организации, выдавшей документ об образовании;
  • наименование документа государственного образца об образовании и (или) квалификации, эквивалентным которому признан документ об образовании, с указанием предоставляемых прав (академических и (или) профессиональных);
  • дата выдачи и регистрационный номер свидетельства.

Свидетельство оформляется на бланке, который имеет учетную серию и номер, изготавливается типографским способом и подлежит строгому учету.

Свидетельство подписывается руководителем или заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, заверяется печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации и выдается заявителю под роспись.

11. При принятии решения о признании документа об образовании на территории Российской Федерации только в качестве документа, подтверждающего освоение группы дисциплин и (или) период обучения по образовательной программе определенного уровня (академической справки), заявителю выдается заключение на официальном бланке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

12. Решение об отказе в признании документа об образовании на территории Российской Федерации принимается в следующих случаях:

  • представлен документ об образовании, который не признается в государстве, которому принадлежит выдавшая его образовательная организация;
  • заявителем представлены документы, содержащие недостоверную и (или) искаженную информацию;
  • иностранная образовательная программа не может быть отнесена ни к одному из уровней образования и (или) направлений подготовки (специальностей, профессий), принятых в Российской Федерации, либо образование получено в форме, не предусмотренной в Российской Федерации для освоения образовательных программ такого уровня и направленности.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет (выдает) заявителю уведомление с указанием причин отказа.

13. В случае выявления факта представления заявителем документов, содержащих недостоверную и (или) искаженную информацию, соответствующие сведения направляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в правоохранительные органы.

14. Решение об отказе в признании документа об образовании на территории Российской Федерации может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Сроки и порядок действий Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при проведении признания документов об образовании, а также выдаче соответствующих свидетельств, в том числе в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, определяются настоящим Порядком.

16. Документы об образовании, которые признаются эквивалентными в Российской Федерации документам государственного образца об общем образовании в соответствии с международными договорами о взаимном признании и эквивалентности, в целях обеспечения их обладателям возможности продолжения обучения принимаются образовательными учреждениями без прохождения процедуры признания, предусмотренной настоящим Порядком.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ежегодно информирует образовательные учреждения профессионального образования о перечне иностранных государств и выдаваемых в них документов об образовании, обладатели которых имеют право на прием в образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на основании документов об образовании без представления свидетельства. Данный перечень также размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

17. Наличие признанных в Российской Федерации документов об образовании не освобождает обладателей указанных документов от соблюдения установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации общих требований приема в образовательные учреждения или на работу (в том числе от требования знания государственного языка Российской Федерации).


Возврат к списку