Школьные психологи должны вылечить 90% учеников
17 Фев 2009
Школьные психологи должны вылечить 90% учеников

Когда мне задают вопрос, нужен ли в обычной школе свой собственный психолог, я вспоминаю многочисленные заголовки в интернет-изданиях: школьник расстрелял своих друзей, школьник совершил суицид, школьники избили прохожего. Но может ли обычный школьный психолог, который следит за чужими детьми только до двух-трех часов дня, решить эту проблему? Конечно, он не Всевышний и не в состоянии в одиночку изменить ход вещей. Но в чем-то он, этот самый ход вещей, зависит и от психолога.

Сегодня вокруг роли школьных психологов существует множество неясностей: сами они не очень хорошо представляют себе методику своей работы; директора школ не знают, с какими установками обратиться к психологу; родители отказываются от его услуг, не видя конкретных результатов, а школьники не понимают, зачем вообще все это нужно, и расценивают любые беседы как вмешательство в свою личную жизнь.

«По сей день не существует четких представлений о задачах и целях психологической службы в школах. Это хорошо иллюстрируют ответы студентов психологического факультета одного из московских вузов на вопрос о том, зачем мы нужны в школах», — пишет в своей статье школьный психолог.

Однако, в таком случае, в данный вуз стоило бы наведаться представителю Министерства образования и провести тщательную проверку того, как организован учебный процесс. Кто виноват в данной ситуации: студенты или система обучения?

В той же статье психолог задается вопросом: «Что мы можем предложить? Наш диагностический инструментарий позволяет выявить эмоционально-личностные, интеллектуальные особенности каждого школьника и предложить рекомендации для оптимального развития каждого ученика, максимального раскрытия, использования его потенциала. Только это надо, скорее, взрослым — учителям, родителям: знать, что делать. Ребенку больше нужно уважение, нужно, чтоб его принимали таким, какой он есть, а не лезли в душу без спросу».

Ученик

Оказывается, предложить школьный психолог может много. Теоретиками по крайней мере лет пятнадцать назад уже разработана система, в которой наглядно описаны задачи и направления работы. И эта система состоит не из двух обязанностей, выполняя которые школьные психологи хотят одновременно удовлетворить претензии учителей, родителей и, самое главное, школьников.

Школьный психолог должен работать в трех направлениях: с педагогами, учениками и образовательной средой. К сожалению, сегодня психологи в школе всего лишь формально играют роль социальных работников, не меняя в корне и не улучшая психологическую обстановку в учебном заведении. Чтобы оправдать свое назначение, они предпочитают действовать в одиночку, не консультируясь ни с педагогами, ни с родителями. Это приводит к неутешительным результатам.

Несколько дней назад Министерство образования и науки огласило данные исследования относительно здоровья российских школьников: полностью здоровой психика признана только у... 10% обследованных. Показатель более чем тревожный. Основными причинами этого стали, прежде всего, школьные факторы риска: неудовлетворительные условия обучения, неправильная организация учебного процесса, низкая двигательная активность детей, а также несоответствие учебных методик возрастным возможностям школьников. Все это приводит в конечном счете к детским неврозам и психической неуравновешенности.

В связи с этим департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей принял решение о полном реформировании деятельности школьных психологов. Возможно, впервые за двадцать с лишним лет своего существования школьная психология начнет давать реальные плоды. Для этого есть хорошая база и хорошие специалисты, которым предстоит заняться решением десяти важнейших задач школьной психологии. Суть этих задач и есть ответ на вопрос: «Нужен ли нам школьный психолог?».

Итак, в задачи школьного психолога входит:

  1. Оказать педагогу методическую поддержку в выстраивании отношений с трудными детьми и с теми, кто испытывает сильную психологическую нагрузку.
  2. Разъяснить педагогу особенности психики каждого конкретного ребенка и то, как они проявляются в учебе (каждому родителю о его ребенке — в отдельности).
  3. Предоставить педагогам условия для творческого роста, профессионального и личностного саморазвития.
  4. Проанализировать учебный процесс с точки зрения его направленности, мотивационных, развивающих и учебных возможностей.
  5. Переориентировать образовательную среду с учебных целей на развивающие.
  6. Заложить в образовательный процесс психологическое содержание, а также психологические технологии и средства.
  7. Изучить возможности и способности учащихся, а также их психические особенности, влияющие на процесс обучения.
  8. Оказать психологическую помощь школьникам в преодолении трудностей в учебе.
  9. Помочь школьникам выработать основные психологические навыки планирования, саморегуляции и самоконтроля в различных ситуациях учебного процесса.
  10. Создать условия для формирования необходимого уровня учебной рефлексии, индивидуального стиля успешной учебной деятельности.

Материалы по теме

Статьи по теме

3 комментария

no guest photo

Donkey Hot-Dog

17.02.2009 10:49:31 #

		
У нас в школе была одна психологичка, она парилась с нами парилась, а мы ей в итоге бенгальский огонь в кабинет кинули, она сама ушла.. навсегда....

	

Алексей Словин

27.04.2009 14:56:53 #

		
в название статьи вкралась ошибка. Не 90% учеников, а 90% учеников и их родителей. А родители это не только мамы и папы но так же бабушки и дедушки.

	
no guest photo

Гость

05.06.2009 13:58:21 #

		
Цитата
Алексей Словин пишет:
в название статьи вкралась ошибка. Не 90% учеников, а 90% учеников и их родителей. А родители это не только мамы и папы но так же бабушки и дедушки.
Алексей, вы такой прозорливый!! Интересен сам факт постановки этого тезиса... Я имею ввиду вот что: психолог не врач и ставить диагноз, тем более лечить кого бы то ни было не уполномочен. Если речь идет о 10% "с здоровой психикой", то ясно- дело за психиатрами (врачами). Вот тут то есть рациональное зерно. Правда исключительно рациональное только в разговорах. Вот представляете что вы сами написали? Очень даже будоражит: " 90% учеников, родители которых бабушки и дедушки". Ошеломительно, не правда ли? Проницательность и интуиция - замечательные качества (я вам завидую). А по-скольку скоро эти 90% поймут к кому обращаться, то советую вам поспешить к доктору, дабы не оказаться в конце очереди.

	

			

Написать комментарий


Вместе с вашим комментарием мы подарим вам отличный персональный профиль на «Планете школ» со всеми остальными её сервисами.
Если вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то просто авторизуйтесь.

		
IV Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников
В 2009-2010 учебном году в 7 федеральных округах Российской Федерации компания «Сименс» проводит IV Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов среди старшеклассников. Тема конкурса - «Технологии повышения эффективности на производстве и в жизни».
 
XII открытый конкурс для старшеклассников «Издательская деятельность в школе»
Ежегодный конкурс, который позволяет раскрыть творческий потенциал молодежи, используя разнообразные формы подачи информации.
Институт психоанализа объявляет об открытии стипендиальной программы
Впервые в России частный ВУЗ объявляет  стипендиальную программу, позволяющую лучшим студентам учиться бесплатно.
 
Фонд имени В.И. Вернадского
Стипендия им. В.И. Вернадского учреждена с целью поощрения учебной и научной деятельности студентов очного обучения высших учебных заведений. Стипендии назначаются на конкурсной основе как студентам российских вузов, так и зарубежным студентам. Конкурс среди иностранных студентов проводит московская конкурсная комиссия.