Когда мне задают вопрос, нужен ли в обычной школе свой собственный психолог, я вспоминаю многочисленные заголовки в интернет-изданиях: школьник расстрелял своих друзей, школьник совершил суицид, школьники избили прохожего. Но может ли обычный школьный психолог, который следит за чужими детьми только до двух-трех часов дня, решить эту проблему? Конечно, он не Всевышний и не в состоянии в одиночку изменить ход вещей. Но в чем-то он, этот самый ход вещей, зависит и от психолога.
Сегодня вокруг роли школьных психологов существует множество неясностей: сами они не очень хорошо представляют себе методику своей работы; директора школ не знают, с какими установками обратиться к психологу; родители отказываются от его услуг, не видя конкретных результатов, а школьники не понимают, зачем вообще все это нужно, и расценивают любые беседы как вмешательство в свою личную жизнь.
«По сей день не существует четких представлений о задачах и целях психологической службы в школах. Это хорошо иллюстрируют ответы студентов психологического факультета одного из московских вузов на вопрос о том, зачем мы нужны в школах», — пишет в своей статье школьный психолог.
Однако, в таком случае, в данный вуз стоило бы наведаться представителю Министерства образования и провести тщательную проверку того, как организован учебный процесс. Кто виноват в данной ситуации: студенты или система обучения?
В той же статье психолог задается вопросом: «Что мы можем предложить? Наш диагностический инструментарий позволяет выявить эмоционально-личностные, интеллектуальные особенности каждого школьника и предложить рекомендации для оптимального развития каждого ученика, максимального раскрытия, использования его потенциала. Только это надо, скорее, взрослым — учителям, родителям: знать, что делать. Ребенку больше нужно уважение, нужно, чтоб его принимали таким, какой он есть, а не лезли в душу без спросу».
Оказывается, предложить школьный психолог может много. Теоретиками по крайней мере лет пятнадцать назад уже разработана система, в которой наглядно описаны задачи и направления работы. И эта система состоит не из двух обязанностей, выполняя которые школьные психологи хотят одновременно удовлетворить претензии учителей, родителей и, самое главное, школьников.
Школьный психолог должен работать в трех направлениях: с педагогами, учениками и образовательной средой. К сожалению, сегодня психологи в школе всего лишь формально играют роль социальных работников, не меняя в корне и не улучшая психологическую обстановку в учебном заведении. Чтобы оправдать свое назначение, они предпочитают действовать в одиночку, не консультируясь ни с педагогами, ни с родителями. Это приводит к неутешительным результатам.
Несколько дней назад Министерство образования и науки огласило данные исследования относительно здоровья российских школьников: полностью здоровой психика признана только у... 10% обследованных. Показатель более чем тревожный. Основными причинами этого стали, прежде всего, школьные факторы риска: неудовлетворительные условия обучения, неправильная организация учебного процесса, низкая двигательная активность детей, а также несоответствие учебных методик возрастным возможностям школьников. Все это приводит в конечном счете к детским неврозам и психической неуравновешенности.
В связи с этим департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей принял решение о полном реформировании деятельности школьных психологов. Возможно, впервые за двадцать с лишним лет своего существования школьная психология начнет давать реальные плоды. Для этого есть хорошая база и хорошие специалисты, которым предстоит заняться решением десяти важнейших задач школьной психологии. Суть этих задач и есть ответ на вопрос: «Нужен ли нам школьный психолог?».
Итак, в задачи школьного психолога входит:
- Оказать педагогу методическую поддержку в выстраивании отношений с трудными детьми и с теми, кто испытывает сильную психологическую нагрузку.
- Разъяснить педагогу особенности психики каждого конкретного ребенка и то, как они проявляются в учебе (каждому родителю о его ребенке — в отдельности).
- Предоставить педагогам условия для творческого роста, профессионального и личностного саморазвития.
- Проанализировать учебный процесс с точки зрения его направленности, мотивационных, развивающих и учебных возможностей.
- Переориентировать образовательную среду с учебных целей на развивающие.
- Заложить в образовательный процесс психологическое содержание, а также психологические технологии и средства.
- Изучить возможности и способности учащихся, а также их психические особенности, влияющие на процесс обучения.
- Оказать психологическую помощь школьникам в преодолении трудностей в учебе.
- Помочь школьникам выработать основные психологические навыки планирования, саморегуляции и самоконтроля в различных ситуациях учебного процесса.
- Создать условия для формирования необходимого уровня учебной рефлексии, индивидуального стиля успешной учебной деятельности.
Материалы по теме
Статьи по теме
- Teacher's Pet — любимчики учителей. Как быть с предвзятостью в отношении к ученикам?
- О письменности, интернет-общении и типах интеллекта
- Невредные советы, или Правила поведения в чужом районе
- Дружба между братьями и сестрами — залог психологического равновесия
- Детская жестокость: голые факты
- Без вины виноватые
Donkey Hot-Dog
17.02.2009 10:49:31 #