«...Колыбель человеческой расы, колыбель человеческой речи, мать истории, бабушка легенды и прабабушка традиций»... Так писал Марк Твен об Индии.
Индия! Уже само это название завораживает, манит сказочной таинственностью. В воображении тех, кто пока знаком с этой удивительной страной лишь по ярким и наивно-трогательным киномелодрамам, прежде всего возникают картины могущества махараджей, величавой поступи слонов и тигров, грациозности гибких танцовщиц... Страна непередаваемых красок и благоухающих ветров, древних традиций и многообразия различных языков, богатой архитектуры и обширной географии. Никого из посетивших Индию не могут оставить равнодушным красота легендарных дворцов, храмов и крепостей, завораживающее искусство исполнителей традиционной национальной музыки и танцев.
Для людей же, всерьез интересующихся Индией, образ этой страны связан с тысячелетней историей, неисчерпаемой философией, борьбой народа против английской колонизации, творчеством замечательного писателя и просветителя Рабиндраната Тагора, мудрыми заповедями великого Махатмы Ганди...
Индия является одной из старейших цивилизаций мира. Эта удивительная страна увидела первых людей более 500 тысяч лет назад и одной из первых научила человека обработке металла. История древней Индии распадается на две эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую, рубежом между которыми является VI век до н.э. Цивилизация дравидских племен — коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. — соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья.
В течение 2-1-го тысячелетий до н.э. территорию Индии осваивали арийские племена. На базе их отношений с коренным населением возник кастовый строй. Население делилось на четыре основные касты: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (наемные работники, слуги, рабы). Наибольшими привилегиями обладали брахманы. Воины в мирное время содержались за счет государства. Вайшьи относились к свободной трудовой части населения. Наконец, низшая каста — шудры — не имели никаких прав.
Именно в Индии зародились такие религиозные системы, как индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, которые и сегодня оказывают серьезное влияние на весь мир.
С VIII века в Индию стал проникать ислам. В 1398 г. в страну пришли армии Амира Темура. В 1526 г. потомок Темура Бабур завоевал практически всю Индию, основав империю Великих Моголов, просуществовавшую до 1857 г. После распространения ислама на культуре страны сказалось сильное персидское, арабское и тюркское влияние. До сих пор в костюме жителей северных и северо-западных штатов страны можно проследить следы мусульманского влияния: сари здесь носят значительно реже, чем в других регионах Индии, а наиболее популярным видом одежды является шальвар камиз — платье, штаны и покрывало, закрывающее грудь и голову.
Мусульманское правление продолжалось до начала XIX в., пока в 1828-1835 гг. полное политическое руководство Индией не перешло к Великобритании, протекторатом которой страна фактически стала в 1857 г. Лишь после Второй мировой войны английские колонизаторы были вынуждены предоставить Индии независимость, разделив ее, однако, на два доминиона. Отсчет своей новой истории страна ведет с 26 января 1950 года — дня, когда она была провозглашена демократической республикой.
Современная Индия, как, может быть, никакая другая страна, являет собой пример уникального культурного и религиозного многообразия. И по сей день каждый ее район и штат имеют свои отличительные особенности, собственную культурную нишу. Население говорит на разных языках (государственными являются английский и хинди) и представляет почти все основные мировые религии. Но, несмотря на это разнообразие, страна сохраняет единство как цивилизация — не только благодаря своей общей истории, но и чрезвычайно самобытной системе образования, которая развивалась и совершенствовалась в течение тысячелетий. О ней стоит сегодня поговорить подробнее.
Уже в древней Индии огромное значение придавалось образованию. Древнейшими документами об образовании в Индии являются ведийские Упанишады (VIII-VII вв. до н.э.). Эти священные наставления примыкают к Ведам — памятнику древнеиндийской литературы, в которых выражено одновременно мифологическое, религиозное и философское мировоззрение.
Первостепенной в формировании личности считалась роль семьи.
К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания. На первоначальном этапе, т.е. в семье, обучение ребенка не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во «взрослость». Программа была более полной у брахманов, но у кшатриев и вайшьев она больше ориентировалась на практику. Кшатрии изучали военное искусство, вайшьи — сельскохозяйственные ремесла и работы.
Фактором, оказавшим влияние на генезис воспитания и обучения, была религиозная идеология: брахманизм (индуизм), а далее буддизм и необрахманизм. Первое направление основывалось на идее, что каждый должен развивать свои умственные, нравственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. Ведущими качествами считались: у брахманов — интеллектуальное достоинство, у кшатриев — сила и мужество, у вайшьев — трудолюбие и терпение, у шудры — покорность.
Сформировался идеал воспитания, согласно которому человек рожден для насыщенной, счастливой жизни. «До пяти лет обращайся с сыном, как с царем, с пяти до пятнадцати — как со слугой, после пятнадцати — как с другом», — этот известный древнеиндийский афоризм вполне применим и сегодня.
Воспитание ребенка предусматривало умственное развитие (ясность суждений), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство, любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность.
Элементарное образование получали в религиозных школах Вед и в светских учебных заведениях. В первых обучение имело сословный характер и было адресовано трем высшим кастам. В светские учебные заведения набирали учеников из любой касты, а обучение носило практический характер. В школах Вед акцент делался на интеллектуальном образовании с элементами религии.
Обычное образование составляли пересказ Вед, чтение, письмо. Углубленное образование включало поэзию, литературу, грамматику, физиологию, астрономию, математику (именно в Индии введен ноль и счет с помощью десяти знаков).
Обучение основывалось на традиции семейных отношений. Занятия проходили на открытом воздухе. Появляются семейные школы, где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Ученики много слушали, учили, анализировали ведические тексты, помогали учителю по дому, постились и усмиряли плоть. Ведущим методом обучения был словесно-звуковой. Вблизи городов стали возникать лесные школы, где вокруг учителей-отшельников собирались их верные ученики.
Формально все высшие касты имели право на брахманское образование, но на практике этим правом не пользовались. Прямой обязанностью брахманов было учить и учиться, чтобы точно соблюдать светские и религиозные нормы жизни. Через Упанишады брахман мог постичь абсолютную истину. Это обучение имело мистическую окраску (знание — откровение свыше) и носило религиозный характер, включая и вспомогательные науки — грамматику, науку чисел, правила поведения, астрологию, логику и пр.
В середине 1-го тысячелетия н.э. в истории Древней Индии начинается новая эпоха. Изменение условий жизни, воспитания и обучения создало условия для рождения новой религии — буддизма. У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда (Шакья-Муни, 623-544 гг. до н.э.). Выступая против монополии брахманизма и за равенство всех каст, Будда проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний. Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности и провозгласил равенство всех людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей всех каст. Главная задача воспитания — совершенствование души человека, которую следует избавлять от мирских желаний (страстей) через процесс самопознания и самосовершенствования. Главное внимание стали уделять грамматике санскрита, который с 1 в. н.э. становится ведущим языком в Северной Индии.
В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование (изучали древние трактаты по философии, математике, медицине и пр.). Использовались разнообразные методы обучения: беседы, диспуты, рассказы, краткие изречения, письменное оформление. Буддизм определял цель воспитания через понятия: мудрецы, религия, предки. Главная задача — поиск смысла жизни. Педагогический идеал по буддизму — самообладание, скромность, почитание религиозных догматов и праведных людей, добронравие.
Проблемы нравственности человека, а также пути и способы освобождения его от мира объектов и страстей раскрывались через Упанишады.
Необходимо заметить, что Упанишады оказали огромное влияние на развитие всей философии человека в Индии. Это влияние сказалось и на взглядах известного философа и лидера освободительного движения индийского народа против английских колонизаторов Махатмы Ганди. Так, проповедуя ненасилие, М. Ганди писал:
«...Те, кто открыл закон ненасилия в мире насилия, были несравненно гениальнее Ньютона. Они были и более великими воинами, нежели Веллингтон. Зная, как пользоваться оружием, владея им, они поняли его бесполезность и учили измученный мир тому, что его спасение - в отказе от насилия...
Я считаю, что ненасилие несравненно выше насилия и что способность прощать — благороднее стремления наказывать... Милосердие украшает солдата. Ненасилие способно остановить и сокрушить любую силу. Ненасилие требует противопоставления грубой, аморальной и несправедливой силе угнетателей всех духовных и интеллектуальных резервов отдельного человека или целой нации.
...Я не прошу Индию практиковать ненасилие потому, что она слаба. Я хочу, чтобы она практиковала ненасилие, зная о своей силе и мощи. Для реализации ее силы не требуется никакого владения оружием. Я хочу дать Индии осознать, что у нее есть душа, которая не может погибнуть и которая может победно возвыситься над любой физической слабостью...»
Поистине прекрасные слова. И в том, что сегодня индийцы гордо называют себя «самой большой демократией в мире», — величайшая заслуга Махатмы Ганди — бессмертного сына Индии, достойного наследника рожденной ею философской мудрости и гуманистических традиций.
Написать комментарий