Казалось бы, уж нас-то с вами это не касается. У нас полным-полно талантов, мы способны к различным наукам, и уж конечно умеем писать, читать и считать, и вообще у нас сплошные пятерки. Никто не спорит — люди, получающие образование, не подпадают под программу ликвидации безграмотности по определению. Но знать о том, что за дата такая и в чем суть ее заключается, желательно любому грамотному человеку. Вы относите себя к их числу? Тогда будьте добры ознакомиться с текстом, представленным ниже.
Немножко истории. Ликвидация неграмотности — массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой. В России, начиная с 1918 года, целенаправленно создавались школы для переростков, школы при детских домах, колониях и т. п. Насколько проблема эта была актуальной, можно судить по серьезной материальной поддержке такими выдающимися личностями, как М. Горький, Л. Н. Сейфуллина, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, В. М. Бехтерев, Н. Я. Марр. Именно они занимались подготовкой учебной литературы. Были даже созданы спец. курсы, выпускающие квалифицированных учителей — ликвидаторов неграмотности. В конце 30-х гг. неграмотность утратила характер острой социальной проблемы. К началу 40-х гг. задача ликвидации неграмотности была в основном решена, а к началу 50-х гг. СССР стал страной практически сплошной грамотности.
Не будем вдаваться в сложные подсчеты разнообразных комиссий, лишь огласим тот факт, что процент неграмотных людей велик и в наши дни. Если мы напрямую не сталкивались с яркими проявлениями неграмотности, значит, нам просто повезло с людьми, которые нас окружают. Но факт остается фактом — по данным ООН, 771 миллион взрослых (одна пятая часть взрослого населения мира) не обладают базовыми навыками грамотности, две трети из них — женщины; более 100 миллионов детей не посещают начальную школу, больше половины из них — девочки...
Картина начала века 21 для России — совсем иная, чем после революции 17 года. Уровень беспризорности в наши дни ничуть не ниже, чем в революционно-лихие годы. А беспризорники — это по умолчанию «дети и подростки школьного возраста, не охваченные школой». Ситуация со взрослыми, учившимися в школе еще при относительно благополучном повальном образовании в СССР, выглядит, к счастью, лучше.
Призывать вас бороться за грамотность во всем мире — не цель данного материала. Если уж и спасать мир — то в лице отдельно взятого человека. Просто лишний раз хочется напомнить пусть избитую, но истину о том, что грамотность — это первичный, но от этого не менее мощный инструмент развития человека. Не обладая элементарной грамотностью, мы не приобретем жизненно необходимые навыки для того, что бы зарабатывать на жизнь, получать доход, вести бизнес. Понятие грамотности гораздо шире, чем просто умение писать и считать. Оно подразумевает грамотное отношение к окружающему миру, к себе и своему здоровью. Оно расширяет границы доступных знаний, и в силу вступают понятия «грамотности финансовой», «грамотности компьютерной», и даже высокие понятия «гражданской и политической грамотности».
А люди, избавившие нас от этого страшного диагноза — безграмотность — ни кто иные, как наши с вами учителя. Так что в первую очередь, это их день. Самое время блеснуть интеллектом и поздравить их с Днем искоренения безграмотности как главных виновников торжества.
Написать комментарий