Когда-то Россия была одной из самых «читающих» стран, и российское образование считалось одним из лучших. Я считаю, этому способствовало огромное количество хорошей художественной, фантастической, научно-фантастической литературы, коей полнились библиотеки и книжные полки в каждом доме. Что же случилось сейчас? Почему дети не берут в руки книжку, а если и читают, то либо из-под палки, либо отдавая дань моде? В крайнем случае — в порыве любви к очередному мульту в стиле аниме.
Что же входит в «программу» чтения современного школьника?
Первые позиции наверняка займут пресловутые приключения Гарри Поттера, героев эпопеи «Властелин колец», а еще «Дозоры» и прочие произведения С. Лукьяненко. И даже дамские, а вовсе не детские, детективчики Д. Донцовой.
Бешеной популярностью пользуются журналы вроде «COOL» и «Космополитен», а также газета «СПИД-инфо». Согласитесь, эти издания — чтиво не просто для взрослых, но — вполне определенной категории.
Не на последнем месте стоят и комиксы по мотивам популярных мультиков и фанфики.
Впрочем, среди читаемых книг до сих пор немало и классики.
От чего же зависят книжные предпочтения школьников? Очевидно, в основном от того, что читают их родители; от того, принято ли вообще читать в этой семье, наконец — от социального положения семьи в обществе, что, согласитесь, немаловажно.
Что касается родителей — они все чаще обеспокоены тем, что читают дети. И приводят примеры. Вот один из них:
На днях моя одиннадцатилетняя дочь Настя показала мне книжку с многозначительным названием «Ведьмы — Сила пяти» и сказала, что эта книжка пользуется большой популярностью среди девочек. Настя — христианка, что называется «от рождения», знает Библию, ходит в воскресную школу. Но вместе с тем она старается выглядеть современной, чтобы ни в чем не отставать от сверстников. Когда в руки ей попала (от подруги) книжка с таким оккультным названием, то она сразу принесла ее мне.
Книга предназначена для детей старшего школьного возраста. Название на языке оригинала: W.I.T.С.H. The Power of Five. Disney Enterprises, Inc. Текст адаптирован Элизабет Ленхард, перевод с английского Ирины Рычиной. Тираж 10 000 экземпляров. Обращает на себя внимание качественное оформление, твердый глянцевый переплет, прекрасная бумага. В конце и в начале книги яркие иллюстрации в виде комиксов.
О чем же книга?
Она вполне соответствует своему названию. В месте «без времени и пространства» (по современному — в астрале), в Храме Братства, куда при желании можно войти, но нельзя выдавать своего присутствия, заговорил Оракул и провозгласил, что Сеть (прямо Интернет!) в опасности и мир должны спасти пять девочек-стражниц. Их мать — Земля, друг — природа, союзники — стихии: воздух, вода, земля, огонь. Ну и далее разворачивается сюжет.
Как всегда, речь идет о спасении мира и о сражениях «добрых ведьм» со злыми монстрами. За приключенческим сюжетом явно просматривается мысль: обладать сверхъестественными способностями — это хорошо! Убивать монстров — можно и нужно, а также модно быть независимой, стильной, популярной. Наряду с этим в занимательной игровой форме навязывается откровенная пропаганда язычества...
Но история с книжкой получила неожиданное продолжение. Зная, что я пишу книги, Настина подруга Кристина принесла мне свою первую повесть (с продолжением), о которой мне хотелось бы кое-что поведать. Эта повесть — смесь из всего виденного, читанного, слышанного Кристиной о «детском оккультизме».
Повесть называется «Земля под угрозой уничтожения». Сначала я подумала, что это фанфик «Силы пяти», но затем узнала элементы популярных мультиков «Шаман Кинг», «Сейлормун», «Самурай Икс».
Вот так наши дети оказываются в плену у оккультистов едва ли не с младенчества, сначала через мультфильмы, затем через книги, гороскопы, всевозможные гадания и так называемую «бытовую магию», которая весьма распространена в народе.
Это лишь один из отзывов о том, чем «запудривают» мозги девочкам и мальчикам. Неудивительно, что такие авторские «фантазии» весьма интересны для живого ума подростка, ведь очень много современной литературы, как качественной, так и откровенно бездарной, экранизируется. Смотреть гораздо интереснее, и только после просмотра большинство ребят начинают что-то читать «по следам» ТВ-показов.
Наверное, это верный способ пропаганды, но... Почему бы не использовать его для популяризации классики? И почему шедевры мировой художественной литературы детям преподносятся настолько неинтересно, что читать не тянет, не возникает даже искорки любопытства — заглянуть под толстую корку школьной хрестоматии или тома «Войны и мира». Почему, наконец, бессмертный роман «Мастер и Маргарита» многие стали читать только после выхода на телеэкраны одноименного сериала? Ответ очевиден.
Школьная программа по литературе тоже оставляет желать лучшего. Ведь большинство произведений остаются для детей «темным лесом» и со вздохом откладываются в долгий ящик только потому, что подобраны составителями программы без учета возраста читателей.
Но справедливости ради надо сказать, что многое из любимого когда-то детского чтения наших родителей и даже дедушек и бабушек — «Дети капитана Гранта», «Золотой теленок», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Три мушкетера», «Том Сойер», «Остров сокровищ» — до сих пор популярно и у наших детей. Привлекают школьников (кстати говоря, и взрослых тоже) и сказки — не только зарубежных писателей, но и наших соотечественников. Особенно детская фантастика Кира Булычева и изумительные, с тонким юмором, рассказы Эдуарда Успенского. Незабвенны до сих пор и книги Гоголя, Крылова, Тургенева, Александра Беляева. Востребована среди подростков психологическая проза Драйзера, Пауло Коэльо, Патрика Зюскинда и Джейн Остин.
Кстати, интересная тенденция: все больше школьников разного возраста обращаются к чтению энциклопедий. Это стремление подрастающего поколения расширить свой кругозор может только радовать.
Более осознанный выбор, конечно, у старшеклассников. Они уже по своему желанию читают классический программный набор — Толстого, Булгакова и Чернышевского, многие любят детективы Агаты Кристи, Сидни Шелдона и Бориса Акунина. Не обходят вниманием и Гюго, О. Генри, Дюма.
Правда, чем старше ребята становятся и, значит, чем ближе маячат выпускные экзамены, тем реже юноши и девушки берут в руки литературу: или не хватает времени, или им это не нужно для поступления.
Сами же школьники на вопрос «Что вы читаете?» отвечают следующим образом:
Кирилл Копылов, 12 лет:
— Дома читаю книги, которые нам задают в школе, — на большее нет времени. А летом у бабушки читал Фенимора Купера «Последний из могикан», Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Из писателей-классиков я знаю Пушкина, Толстого, Некрасова. Мои любимые герои — охотник Зверобой и военный летчик Алексей Мересьев, это отважные, сильные духом люди.
Андрей Артемьев, 11 лет:
— Я стараюсь читать много и разное. В современных книгах, особенно в детективах, много действия и интриги, всегда интересно, что будет дальше. Хотя и в классике это есть — «Тарас Бульба» или «Кавказский пленник». А, например, над Пришвиным я засыпаю — о природе читать глупо, надо ее видеть и чувствовать. Нравится читать про приключения — «Дети капитана Гранта» или «Приключения Электроника». Любимых героев у меня два. Когда начитаюсь про Карлсона, начинаю дурачиться и хулиганить, а после «Сына полка» бегу саблей размахивать.
Марина Светлова, 12 лет:
— По программе я читаю Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Пушкина, Лескова, Толстого. Недавно одолела большой роман Константина Симонова «Живые и мертвые». Из литературных героев мне очень нравятся Наташа Ростова, Андрей Болконский и Татьяна Ларина. А еще я люблю читать то, в чем есть загадка или секрет, например, «Шерлока Холмса», детские детективы. Евгений Онегин — очень загадочный герой, по-моему.
Павел Кучеренко, 12 лет:
— А мне совсем книги не нравятся. Даже школьную программу читаю не всегда, и то по краткому содержанию. У меня компьютер есть — это намного интереснее и познавательнее.
Культура чтения vs. компьютер
Как сейчас можно что-то читать, если хорошие книги, которые и познавательны, и в руки брать приятно, очень дороги. К тому же взамен пришли легкодоступный Интернет, красочные журналы с короткими статейками и заметками, телевизор с молодежными каналами. Развлекательные материалы поработили умы, кажется, всего человечества. Процесс деградации пошел.
И все-таки среди современных подростков найдется немало тех, кто читает с большим интересом, но в основном — электронные книги. Компьютерное поколение развивается по своим законам: молодежь все больше внимания уделяет узкопрофессиональной литературе. Художественные, исторические и документальные произведения отошли на второй план. Но это лишь веяние времени. Вот что говорят по этому поводу на форуме:
А мне кажется, проблема не в том, что современные дети не читают, а в том, что люди перестали читать в целом. Неужели мы, взрослые, думаем, что ребенок будет любить чтение, если ни разу не видел родителя читающим?
Мой сын учится во втором классе. В прошлом году бабушка подарила ему книгу из серии «Самовар» — «Внеклассное чтение для первого класса». Он ее прочел с большим интересом. Теперь хочет собрать все издания этой серии. Книг этой серии очень много, а главное — они для разных возрастов. Уже четыре книги ему было куплено в этом году. Деду Морозу заказал книги. Читает с удовольствием. Если ему это интересно, я только «за», пусть ребенок расширяет свой кругозор!
Моя 7-летняя дочь в данное время «штурмует» детскую энциклопедию. Но надолго ее не хватает, прочитает страницу и бежит или мультики смотреть, или Барби спать укладывать))). А вообще она любит читать стихи и сама немного сочиняет, коряво, правда, но ничего, для первых стихов самое то)))
Наша учительница с первого класса дала детям задание: вести читательский дневник. Записывать название книги, автора и каждый день читать не менее определенного кол-ва страниц (в каждом классе по-разному). Сейчас сын в 3-м классе. Норма — 10 стр. в день, из них 2-3 стр. читать вслух. При этом родители ставят оценку ребенку, а потом и учительница проверяет этот дневник в классе и тоже ставит оценку. Книги подбираем сами. Мой сын читал, например, повести А. Волкова: «Волшебник Изумрудного города», «Семь подземных королей» и др., рассказы и повести Н. Носова, В. Голявкина, «Приключения Гулливера», разные книги о животных, о военной технике... Да много еще интересных книг. Главное, найти стимул, чтобы ребенок вообще садился читать, а уж что читать, подобрать всегда можно: и в библиотеке, и в магазинах.
На этом сайте был проведен опрос родителей:
Тамара Петровна, пенсионерка:
— Мои внуки-школьники знают только одно чтение: Интернет! Дочь — экономист, любит читать журналы типа «Космополитен». Желание читать, конечно, есть, и большое,- но когда, если все в делах, все работают? Я тоже работаю, хоть и на пенсии; новости узнаю из газет (обычно читаю «Мир новостей»), а чаще — по информационным телепрограммам. И все-таки книгу заменить газетами и Интернетом нельзя. Больше люблю романы, особенно Пикуля. Но дети признают один только компьютер. А вот что они в нем читают — не знаю, это ведь тоже своего рода библиотека...
Виктор Николаевич, гость города:
— Моему сыну десять лет, его любимое чтение — энциклопедии. Каких только у нас дома нет — и по военной технике, и о растениях, и о мире животных. Еще он очень увлекается автомобилями, знает о них очень много, пытается следить за всем новым, что появляется на эту тему. Вот сейчас в Киеве открыта автомобильная выставка, — он уже в курсе того, что на ней представлено, рассказывает мне много интересного, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Но мир сейчас очень изменился, и дети, которые любят читать, знают очень много. А с ними рядом и мы учимся, ведь это самое интересное, что может быть в жизни: учиться новому.
Кстати 2 апреля — Международный день детской книги
23 апреля — Всемирный день книг и авторского права
27 мая — Всероссийский день библиотек TOP-10 Любимые книги наших детей (по версии сайта www.ug.ru) 1. «Гарри Поттер». Джоан Роулинг
2. «Алые паруса». Александр Грин
3. «Белый клык». Джек Лондон
4. «Таинственный остров». Жюль Верн
5. «Граф Монте-Кристо». Александр Дюма
6. «Герой нашего времени». Михаил Лермонтов
7. «Гордость и предубеждение». Джейн Остин
8. «Мастер и Маргарита». Михаил Булгаков
9. «Пираты Карибского моря». Роб Кидд
10. «Артур и война двух миров». Люк Бессон
Вилл Вендом( quinta essentia)
04.03.2009 14:55:05 #Сила их не только вода огонь земля воздух но и пятый элемент ( квинтэссенция - апофеоз всего любовь, жизнь и разрушение - две крайности в одной - в зависимости от того, в чьи руки попадет).
Их называют не ведьмами - а чародейками, стражницами, а ведьма - это всего лишь название их квинтета образованное от пяти букв их имен: Вилл, Ирма, Тарани, Корнелия, Хай лин - Will, Irma, Taranee, Cornelea, Hay Lin - W.I.T.C.H. - по английски. А вот уже это - ведьма.
религии их квинтет мало противоречит, хотя бы потому, что служат силам добра. Только поскольку в мульте и частично в комиксе есть элемент Китая, который не любит сильно разделять на черное и белое - в черном всегда содержится белое а в белом - черное, то и получается, что До конца нет позитивного и негативного. Так Корнелия может предать своих подруг или подруги за спиной позорят Вилл, когда та раскомандовалась - а ведь они добро и должны служить ему. И наоборот Нерисса до конца не отрицательные персонаж - она делает все ради Калеба и его отца. В ее мечтах она - властительница мира. Но ради кого? Ради своего сына - который должен стать ее приемным наследником. Например Дрейк - начальник армии Фобоса дубасил чародеек на чем свет стоит. Но когда разочаровался в принципах своего хозяина - стал резко служить добру. Одно перетекает из другого.
Книга - выпущена диснеем. В комиксах все не так. Особенно это проявляется во втором сезоне.
так что в чем тут детский оккультизм - большой вопрос. Они что ворожили на мальчиков? нет. Привлекали в свою жизнь деньги? опять нет. Воительницами они стали не по своей воле. И никаких духов из Загробного мира они не привлекали. ЗА исключением экс-стражницы - НЕРИССЫ, ну так она и служит злу ... номинально. ответить