Опорные конспекты
20 век - 90е годы
Внешняя политика современной России.Во внешней политике современной России можно выделить три основных направления: 1) отношения с развитыми странами Запада; 2) отношения с бывшими республиками СССР (так называемым «ближним зарубежьем»); 3) отношения с крупными государствами «третьего мира».
Отношения с Западом являются приоритетным направлением во внешней политике страны, поскольку эта группа государств занимает господствующие позиции на мировой арене практически во всех сферах деятельности. В начале 90-х гг. отношения между Россией и Западом (и в первую очередь между Россией и США) характеризовались как стратегическое партнерство, однако на протяжении всего десятилетия происходило постепенное охлаждение отношений. По выражению, запущенному в оборот Б. Ельциным, можно говорить о «холодном мире», пришедшем на смену «холодной войне». Такой «мир» является чем-то промежуточным между партнерством и откровенной конфронтацией.
В России главной причиной охлаждения отношений считают экспансионистский курс Запада по расширению собственной сферы влияния и подавление всех, кто не хочет играть по западным правилам. Проявления этого: расширение НАТО на Восток (включение в состав блока Польши, Чехии и Венгрии), натовские бомбардировки Югославии весной 1999 г. из-за этнического конфликта в Косово, политика «двойных стандартов» в отношении России и русских (например, критика России из-за войны в Чечне и снисходительное отношение к нарушениям прав русских в государствах Балтии), попытки США демонтировать договор ПРО и создать собственную общенациональную систему противоракетной обороны, вмешательство США в те регионы, которые Россия традиционно рассматривает как свою сферу влияния (например, в Закавказье) , отсутствие реальной экономической поддержки реформ в России. На Западе причиной охлаждения отношений с Россией называют потерю к ней интереса и уважения из-за воцарившегося в стране экономического и политического хаоса, а также «попытки России проводить прежний имперский курс по отношению к бывшим советским республикам».
Есть и специфические проблемы в отношениях России с отдельными западными странами (например, территориальный спор с Японией по поводу принадлежности четырех Южно-Курильских островов).
Вместе с тем Россия кровно заинтересована в укреплении отношений с Западом, который является ее главным торговым партнером, инвестором, и кредитором. В силу этого обстоятельства Россия часто бывает вынуждена идти на уступки в политической сфере, рассчитывая на экономический выигрыш.
По отношению к бывшим советским республикам одной из важнейших внешнеполитических проблем России является защита прав русскоязычного населения. Эта проблема наиболее актуальна для отношений со странами Балтии, Украиной, Молдавией, Казахстаном. Отношения с экс-республиками СССР омрачают также экономические проблемы (например, задолженность многих новообразовавшихся государств за российские поставки нефти и газа) и проблемы непризнанных территориальных образований (Приднестровской республики, Абхазии, Южной Осетии). В целом Россия пытается сохранить свое влияние в бывших союзных республиках, используя различные рычаги давления и настаивая на ускорении интеграции в рамках СНГ. Наиболее далеко процесс сближения зашел в отношениях с Белоруссией, фактически здесь речь идет о создании в обозримом будущем единого государства. Функционирует также Таможенный союз («пятерка» в составе РФ, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана), другие интеграционные группировки.
Что касается отношений со странами «третьего мира», то здесь Россия пытается применять прагматический подход, выявляя свою заинтересованность в развитии прежде всего взаимовыгодных хозяйственных связей. В отношениях с крупными державами (Китаем, Индией, Ираном, Бразилией) важную роль играет концепция «многополюсного мира», противопоставляемая верховенству Запада во главе с США («однополюсному миру»). Эта концепция встречает благожелательное отношение лидеров региональных держав, недовольных господством США на мировой арене.