Для корректного просмотра сайта Вам нужно установить Flash Player

Опорные конспекты

19 век (2 половина)

Земская реформа. Реформа городского самоуправления. Вопрос о местном управлении возник в конце 50-х гг. в связи с подготовкой крестьянской реформы. В апреле I8 60 г. был разработан проект «временных правил» о местном управлении, которое строилось по принципу выборности и бессословности. При выборах было дано преимущество дворянам-землевладельцам и крупной буржуазии и ограничено представительство крестьянства .
1 янв. 18 64 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» получило силу закона. По этому закону создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). И те и другие избирались на трехлетний срок. Члены земских собраний получили название «гласных» (имевших право голоса). Выборы в уездные земские собрания проводились по трем куриям: 1) уездных землевладельцев; 2) городских избирателей; 3) выборных от сельских обществ. Если по двум первым куриям выборы были прямые, то по третьей, не предусматривавшей имущественного ценза, многостепенными. Губернское земское собрание составлялось из гласных, избираемых уездными земкими собраниями.
Согласно «Положению» о земстве председателями уездного и земского собраний становились уездный и земский предводители дворянства.
Ежегодно в декабре проводились сессии земских собраний, в случае необходимости созывались внеочередные сессии.
На жаловании у земств по найму содержались земские врачи, учителя, страховые агенты, техники, статисти-'ки. На содержание земских учреждений 'и наемных служащих были установлены земские сборы с населения. Земство получало право облагать сбором в размере 1% с доходности земли, торгово-промышленных заведений, а также с земледелия и промыслов крестьян.
Земства вводились только в великорусских губерниях, где преобладало русское дворянство. Они лишены были каких-либо политических функций и ограничивались исключительно хозяйственными вопросами местного значения (устройство и содержание местных путей сообщения, почты, школ, больниц, приютов, попечение о местной торговли и промышленности, ветеринарная служба, продовольственное дело и пр.).
Земства находились под контролем центральной и местной власти - министра внутренних дел и губернатора, которые имели право приостановить любое постановление земского собрания.
Однако не смотря на ограничения и стеснения земства сыграли огромную роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов: организации мелкого кредита, устройстве почт, медицинской помощи, в статистическом изучении народного хозяйства.
На тех же началах что и земская проводилась и городская реформа. 16 июня 1870 г. проект «Городского положения» был утвержден Александром II и стал законом.
По нему в 50 9 городах России вводились новые органы государственного самоуправления - городские думы, избираемые на 4 года. Городские думы избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы городские управы в составе городского головы его «товарища» (заместителя) и нескольких членов. Городской голова являлся как председателем Гордумы так и Горуправы.
Компетенция городского управления, как и земского была ограничена рамками чисто хозяйственных вопросов. Бюджет Гордумы формировался из средство, получаемых от налогов и сборов с городской недвижимости, торговых и промышленных заведений в размере 1% их доходов, пошлин с проводимых в городе аукционов, отчислений от казны.
Как и земства, городские думы не имели принудительной власти. По существу реальная власть в городах принадлежала губернаторам и градоначальникам.
Городская реформа несмотря на ограниченность явилась крупным шагом вперед, т.к. заменила прежние, со-словно-бюрократические органы управ-1ления городом новыми, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза.


           

Возврат к списку

Включаемая область портала
Конкурсы и олимпиады
Конкурсы и олимпиады
Для корректного просмотра сайта Вам нужно установить Flash Player