Опорные конспекты
18 век
Реформы Петра I в области образования, культуры, быта.Русская культура перв. четв. XVIII в. развивалась под влиянием трех взаимосвязанных процессов, истоки которых проявились еще в предшествующем столетии: происходило дальнейшее обмирщение культуры, развивалось личностное начало и, наконец, преодолевалась национальная замкнутость. Но следует подчеркнуть, что это не было плавное развитие, лишенное качественных сдвигов, а скачок, сопровождавшийся появлением многочисленных новшеств. При Петре впервые возникли: печатная газета, музей, «регулярный» город, специальные учебные заведения, ассамблеи, отечественные художники-портретисты и т.д. В то же время многое из того, что в XVII в. лишь пробивало себе путь и проявлялось в виде тенденций развития, в годы преобразований обрело бурный рост и масштабность (гражданское зодчество, переводная литература и светская литература).
Преобразования, охватившие все стороны жизни страны, не могли быть проведены без подъема общего культурного уровня населения, в первую очередь господствующего класса. Это вызвало расширение сети учебных заведений и реорганизацию системы обучения. Богословские предметы в школах уступили место математике и инженерному делу. Наряду с учебными заведениями, открытыми в первый период преобразований (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы, Медицинское училище), сеть школ в дальнейшем пополнилась губернскими «цифирными» школами, в которых изучались арифметика и начала геометрии. Дети из сословия духовенства проходили обучение в епархиальных школах, дети солдат — в гарнизонных школах. При металлургических заводах были организованы первые горные школы.
Широко стала использоваться практика посылки детей дворянства и бояр на учебу за границу. Не закончившим обучение дворянам не разрешали жениться. Обучение стало своего рода дворянской повинностью.
С расширением сети школ связано появление разнообразной учебной литературы («Букварь», «Арифметика» и др.).
Крупный вклад в развитие отечественной науки внесли в это время географы. Особое внимание Петр I уделял организации исследования Дальнего Востока. Владимир Атласов составил первое этнографическое и географическое описание Камчатки. Русские землепроходцы побывали на Курилах. Кроме того, русские картографы нанесли на карту и описали Каспийское море, а также ряд других морей.
В петровское время было положено начало изучению производительных сил страны — организованы экспедиции для изучения Сибири, поиски полезных ископаемых в районах Подмосковья, Дона, Кузнецка (уголь); в Поволжье (нефть); на Урале (руды металлов).
По заданию Петра создавались исторические сочинения, отражавшие бурные события современности, например "Гистория Свейской войны".
Самым крупным достижением стало открытие в 1725 г. Петербургской Академии Наук, инициатива организации которой принадлежала Петру I. Академия имела твердый госбюджет, была научным и просветительским центром.
Развитию науки и образования
- способствовало появление новых типографий,
, перевод книг гражданского содержания на новый,
более упрощенный и четкий гражданский шрифт,
заменивший витиеватый церковнославянский. В России стала издаваться первая печатная газета "Ведомости", имевшая широкий круг читателей.
Пропаганду научных знаний осуществляла и открытая для всеобщего обозрения Кунсткамера первый в России естественнонаучный музей.
Преобразования оказали существенное влияние на содержание художественных произведений. В литературе можно назвать "Гисторию о российском матросе Василии Кариотском", представляющую образ героя петровского времени. Появляются первые общедоступные театральные постановки. Процесс "обмирщения" наблюдается в архитектуре, где в перв. четв. XVIII в. преобладает гражданское строительство и появляется новый тип общественных зданий административного, промышленного и культурно-просветительского назначения (Арсенал в Кремле, здание Суконного двора, "Меньшикова башня" в Москве). Наиболее ярко зодчество и градостроительство нового времени представлено в Петербурге (Петропавловская крепость, Гостиный двор, Биржа, здание 12-ти коллегий). Живопись первой четверти XVIII в. представлена работами Андрея Матвеева и Ивана Никитина.
Новшества в быту, введенные Петром I касались: изменения внешнего вида (борода, европейское платье); семейных обычаев (смотрины невесты, например, заменялись обручением) ; воспитания ("Юности честное зерцало" разрешало учтиво прекословить родителям, наставляло правилам поведения не только в семье, но и в обществе молодых людей и девушек); досуга (введение ассамблей - особых собраний дворян, увеличение количества светских праздников). В итоге преобразований быт претерпел существенные изменения, однако эти изменения охватили лишь тонкую прослойку верхов общества. Что касается основной массы населения, то его быт практически не изменился.