Для корректного просмотра сайта Вам нужно установить Flash Player

Опорные конспекты

17 век

Церковные реформы патриарха Никона. Раскол Русской православной церкви
В XVII в. история Русской православной церкви ознаменовалась возникновением Раскола и всплеском борьбы за преобладание духовной власти над светской. Оба эти явления связаны с именем патриарха Никона, человека незаурядного интеллекта, блестящего
проповедника, пользовавшегося большим авторитетом. Никон начал реформу Церкви, имевшую очень важные последствия.
Необходимость проведения реформ была вызвана разночтениями и ошибками, накопившимися в церковных книгах того времени. Централизация же Русского государства требовала унификации церковных правил. Кроме того, авторитет церкви в народе падал, и представители высшего духовенства с помощью реформ старались исправить положение, улучшить нравы церковнослужителей. Наконец, стремление сделать Москву ''Третьим Римом", центром мирового православия требовало сближения с греческим православием. Поэтому за основу реформ были взяты греческие богослужебные книги. Изменения касались преимущественно обрядов.
Важнейшими обрядовыми изменениями стали: крещение не двумя, а тремя перстами, замена земных поклонов поясными, троекратное пение «аллилуйя!» вместо двукратного, написание имени Христа Иисус, а не Исус. Книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению или переписыванию.
Реформы вызвали мощное противодействие. Противники преобразовательной политики Никона делились на три главных группы:
• выступавшие за реформу, но против довольно жестоких методов ее проведения и против самого Никона;
• малообразованное провинциальное духовенство, не желавшее, да и не имевшее возможности переучиваться;• принципиальные противники реформы, считавшие ее серьезным отступлением от древних традиций в угоду "испорченной" греческой церкви.
Противники реформ отказались признавать их; на церковных соборах сер. 50-х гг. они были обвинены в расколе, отлучены от церкви и сосланы. Их стали называть старообрядцами или раскольниками. Лидером Раскола был протопоп Аввакум, талантливый публицист и проповедник, создавший знаменитое произведение литературы "Житие протопопа Аввакума". После 14-летнего заключения в земляной тюрьме он был сожжен за "хулу на царский дом".
Среди раскольников были представители правящих слоев общества (например, знаменитая боярыня Морозова). Вместе с тем «уход в Раскол» стал формой протеста представителей
обездоленных слоев - крестьян и посадских людей. Под лозунгом [•Чзащиты старой веры они устраивали рувосстания против царской власти, бояр и дворян. Крупнейшее из них произошло в Соловецком монастыре. Однако большинство населения все-таки приняло реформу.
Властный Никон утверждал, что «священство выше царства», поскольку представляет Бога, а светская власть — от Бога. Он активно вмешивался в светские дела, велел называть себя «великим государем». Царь стал постепенно тяготиться властью патриарха и между ними произошел разрыв.
Церковный собор 1666-67 гг. осудил стремление Никона поставить себя над царской властью, лишил его патриаршего сана и заключил в тюрьму, но одобрил реформы. Собор проклял старообрядцев и положил начало жестоким преследованиям раскольников, от которых многие из них бежали на окраины страны и за ее пределы.


           

Возврат к списку

Включаемая область портала
Конкурсы и олимпиады
Конкурсы и олимпиады
Для корректного просмотра сайта Вам нужно установить Flash Player