Для корректного просмотра сайта Вам нужно установить Flash Player

Опорные конспекты

14-15 века

Еретические движения в XIV—XVI вв. XIV-XVI вв. были временем ожесточенных религиозных споров как в рамках Русской православной церкви, так и за ее пределами. В рамках Церкви наибольшее значение имел спор между иосифлянами и нестяжателями. Нестяжателей
возглавлял монах одного из окраинных монастырей Нил Сорский. Он и его сподвижники выступали против богатства Церкви, проповедовали аскетический образ жизни, терпимо относились к еретикам. Во главе иосифлян стоял игумен
Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Иосифляне утверждали право Церкви владеть землей и другими богатствами, возвеличивали великого князя как хранителя православной веры, выступали за жестокие преследования еретиков. Первоначально власть поддерживала нестяжателей, рассчитывая провести с их помощью секуляризацию церковных земель. Позже, однако, перевес оказался на стороне иосифлян, всячески подчеркивавших свою приверженность идее неограниченной власти православного государя. Стоглавый церковный собор 1551 г. закрепил их победу. В это же время на Руси получают распространение некоторые ереси. Исторически первой была ересь стригольников, возникшая в Новгороде еще в период существования там независимой республики.
Происхождение названия ереси неясно. Стригольники с позиций разума критиковали Библию и сочинения «отцов церкви», отвергали церковные обряды, обличали духовенство за его пороки. Церковь и государство преследовали
стригольников, многие из них были казнены.
Прямыми наследниками
стригольников были сторонники новой ереси, которую церковники окрестили ересью жидовствующих, т.к. еретиков обвиняли в переходе в иудаизм. Справедливость этих обвинений оценить трудно, т.к. до нас дошли произведения только обличителей еретиков, не брезговавших никакими средствами в борьбе со своими противниками. Несомненно, что еретики отрицали церковную иерархию, не принимали как противоречащий разуму догмат о троичности божества, считали ненужными иконы и обряды. Ересь получила довольно широкое распространение, в числе ее приверженцев оказались некоторые видные дипломаты и приближенные Великого князя Ивана Ш, в том числе его невестка, дочь молдавского господаря Елена. В ереси обвиняли и митрополита Зосиму. До поры до времени сам Великий князь покровительствовал еретикам, но затем отвернулся от них. На еретиков обрушились репрессии, многих из них сожгли или умертвили в тюрьме (в том числе невестку Великого князя). Идеи еретиков, однако, были восприняты вольнодумцами XVI в. Один из них - постригшийся в монахи беглый холоп Феодосии Косой -отрицал не только обряды и священство, но даже христианскую символику и саму необходимость государственной власти. Он призывал не платить налогов, не повиноваться властям, проповедовал равенство всех народов. Идеи Феодосия получили некоторое распространение, несмотря на то, что его сторонники подвергались жестоким
преследованиям.


            



Возврат к списку

Включаемая область портала
Конкурсы и олимпиады
Конкурсы и олимпиады
Для корректного просмотра сайта Вам нужно установить Flash Player