Блоки
Справочные материалы к Блоку обобщения «Древняя Русь»
Справочные материалы к Блоку обобщения «Древняя Русь»Внешняя политика. славян относят к семье индоевропейских народов. Прародина славян точно неизвестна. Большинство ученых сегодня считают таковой часть Польши, Западную Белоруссию и Украину. Оттуда славяне в середине I тыс. н.э. двинулись на запад (западные славяне – поляки, чехи, словаки), юг (южные славяне – болгары, сербы, хорваты и др.) и восток (предки русских, украинцев и белорусов). На Восточно-европейской равнине проживали финно-угорские племена (мордва, мещера, чудь и др.), но славянская колонизация носила мирный характер. Однако с севера нападали варяги (викинги, норманны, предки скандинавов), а с юга – хазары (Хазарский каганат – государство с центром на Нижней Волге) (1). Они облагали восточно-славянские племена данью и старались поставить под контроль торговый путь в Византию («из варяг в греки»).
После образования Древнерусского государства (ДРГ) основными направлениями его внешней политики стали отношения с Византией и Степью. Богатая Византия являлась привлекательным объектом грабежа и главным торговым партнёром. В 907 князь Олег совершил успешный поход на столицу Византии Константинополь (Царьград, ныне Стамбул), после которого был заключен очень выгодный для русов торговый договор (2). В 941 Игорь совершил новый поход, но его флот был сожжен «греческим огнем» (горючей смесью). В 944 Игорь повторил поход, но византийцы, не доводя дело до сражения, пошли на переговоры. Был заключен новый договор о торговле, не такой выгодный, как договор Олега (3). Ольга совершила в Константинополь дипломатическую поездку и приняла крещение (4). Святослав сначала в союзе с византийцами воевал против дунайских болгар, но затем вступил с ними в конфликт, поскольку решил перенести на Дунай центр своей державы. После упорной обороны г. Доростол на Дунае и личной встречи с императором он отступил (5). Политика Владимира в отношении Византии определялась его стремлением принять крещение (поход на Корсунь) (6). Позже отношения Византии с ДРГ приобрели мирный характер.
Отношения ДРГ со степными народами определялись необходимостью обороны от набегов. Первоначально главную проблему представляли хазары, но Святослав уничтожил Хазарский каганат (965) (7). Это развязало руки кочевникам-печенегам. Пользуясь тем, что Святослав не занимался обороной ДРГ, они угрожали Киеву и убили Святослава, когда он возвращался после войны с Византией. Система обороны от набегов была создана Владимиром I («богатырские заставы», засеки, сигнальные костры) (8), а Ярослав нанес печенегам решающее поражение (9). При Ярославичах в приграничной степи появились половцы, которые нанесли им поражение и, пользуясь наступающей раздробленностью, сильно разорили русские земли. В борьбе с ними приобрел авторитет князь Владимир Мономах. Он организовал успешные походы против половцев, и они перестали представлять прежнюю угрозу (10).
ДРГ также поддерживало различные отношения с восточными (Волжская Болгария и др.) и западными (Польша, Германия и др.) странами. Показателем высокого авторитета ДРГ было то, что дочери Ярослава Мудрого вышли замуж за королей Франции, Норвегии и Венгрии (11).
Внутренняя политика
В период расселения у славян господствовал родоплеменной строй. Решающая роль в управлении принадлежала вече (народному собранию), князьям (военным вождям) и старейшинам (12).
В первой половине IX в. складываются восточно-славянские союзы племен: поляне (среднее течение Днепра), древляне (р. Припять), вятичи (р. Ока), словене ильменские (оз. Ильмень) и др. Начинается процесс образования ДРГ. Призвание варягов в Новгород (летописная дата – 862) положило начало правлению там князя Рюрика (его потомки – Рюриковичи) (13). После его смерти при малолетнем сыне Рюрика Игоре править стал Олег (возможно, родственник Рюрика). В 882 он обманом захватил Киев (легендарный основатель – Кий), убил правивших там Аскольда и Дира, и сделал Киев своей столицей (14). Олег подчинил большинство восточно-славянских племен. После его смерти стал править Игорь. В 945 он был убит при сборе дани с древлян, когда затребовал ее больше обычного (15). Ввиду малолетства сына Игоря Святослава править стала его жена Ольга. Она жестоко наказала древлян, но установила твердые нормы сбора дани (16). Святослав подрос, но почти не занимался вопросами управления, а предпочитал воевать. Он, однако, подчинил вятичей (последний крупный восточно-славянский союз племен, который был вне ДРГ). После гибели Святослава вспыхнула распря между его сыновьями. Сначала победил Ярополк, но затем победу с помощью варягов одержал Владимир (980-1015).
Владимир посадил в различные города своих многочисленных сыновей (17). После его смерти между ними вспыхнула междоусобица. Власть в Киеве захватил Святополк, прозванный Окаянным за убийство своих братьев Бориса и Глеба (первые русские святые). Ему помогали поляки и печенеги, но победу все же одержал Ярослав, опиравшийся на помощь варягов и новгородцев (18). Правление Ярослава Мудрого (1019-1054) – расцвет ДРГ (19). При нем начал составляться первый общерусский сборник законов – «Русская правда» (составление продолжено при Ярославичах и Владимире Мономахе) (20).
По завещанию Ярослава его государство было разделено между сыновьями, что вскоре привело к новым междоусобицам. В 1097 на Любечском съезде князей раздробленность была юридически закреплена (21). На время смог объединить государство внук Ярослава Владимир Всеволодович Мономах (вел. киевский князь в 1113-1125, по матери – внук императора Византии Константина Мономаха) (22). Он заслужил большой авторитет и как организатор борьбы с половцами, и как противник княжеских междоусобиц, справедливый правитель (свои взгляды он выразил в «Поучении» детям). Мономах был приглашен на киевский престол в нарушение сложившегося порядка наследования после того, как недовольные высокими процентами по займам киевляне устроили беспорядки. Однако вскоре после смерти Владимира Мономаха ДРГ окончательно распалось (1132) (23).
Хозяйство и общественные отношения
Ведущие отрасли – сельское хозяйство и ремесло. Основа с/х – земледелие (пашенное на юге и подсечно-огневое на севере, выращивали зерновые культуры). Скотоводство играло подсобную роль. Важное значение имели охота на пушного зверя и бортничество (сбор меда диких пчел), дававшие главные экспортные продукты. Ремесло (особенно кузнечное, ювелирное и оружейное дело) развивалось интенсивно, в связи с чем росли города (главные – Киев, Новгород, Полоцк, Чернигов, Смоленск) (24).
Внутренняя торговля была развита слабо (господство натурального хозяйства). Вместе с тем развивалась внешняя торговля (25). Русские купцы торговали с Византией, Закавказьем, Западной Европой. Вывозили меха, мед, воск, ремесленные изделия, ввозили предметы роскоши, вина, ткани.
В VI-VIII вв. в связи с развитием хозяйства на смену родовой общине пришла соседская, появились частная собственность и имущественное расслоение (26). В период существования ДРГ идет процесс становления феодализма. Для него характерно наличие двух основных общественных групп – феодалов-землевладельцев и зависимых крестьян, которых принуждают нести в пользу феодалов различные повинности (барщина – работа на поле и в хозяйстве феодала, и оброк – выплаты феодалу продуктами или деньгами). Слой феодалов составили великий князь и его родичи, военно-служилая знать варяжского и славянского происхождения, славянская родоплеменная знать, а также духовенство (после Крещения) (27). Появляются вотчины – крупные земельные владения с зависимыми крестьянами, передававшиеся по наследству (28).
Крестьяне жили общинами (верви). Среди них уменьшалось число свободных и росло число зависимых. «Русская правда» (главный источник по общ. отношениям в ДРГ) называет различные категории зависимого населения, но их положение неясно. Видимо, холопы – это рабы, закупы – работающие за долг («купу»), рядовичи – работающие по договору («ряд»). Процесс становления феодализма не был мирным, известны восстания крестьян и посадских людей, иногда под лозунгами возвращения к язычеству.
Эволюция общественных отношений нашла отражение в «Русской правде» (20). Правда Ярослава ограничивала кровную месть ближайшими родственниками, определила круг наказуемых преступлений. правда Ярославичей заменила кровную месть штрафом и усилила разницу в плате за убийство представителей различных категорий населения. Устав Владимира Мономаха урегулировал вопрос взимания ростовщического процента.
Культура
Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Культура ДРГ высоко оценивается специалистами. В сфере материальной культуры особенно успешно развивалось ювелирное дело. Известны скань (узор из золотой или серебряной проволоки, напаиваемой на металлическую основу) и зернь (узор из мелких золотых или серебряных зерен, которые также напаивались на металлическую пластинку).
Духовная культура характеризовалась прежде всего развитием устного народного творчества и особенно былинного эпоса (былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.).
Система религиозных представлений восточных славян до принятия христианства характеризуется как славянское язычество: поклонение силам природы и олицетворявшим их богам и духам. Основными божествами были Перун (бог грома и молнии), Сварог (бог неба), Велес (бог скота, пастухов), Род (бог плодородия), Лада (богиня семьи). В святилищах (капищах) перед идолами богов под руководством жрецов (волхвов) совершались жертвоприношения и исполнялись обряды (29).
После Крещения Руси в 988 г. (30) в духовной культуре произошли огромные изменения. Началось распространение славянской письменности (31), созданной в IX в. в Дунайской Болгарии просветителями св. Кириллом и Мефодием (кириллица). Стали создаваться школы, переводиться книги. Центры культуры – монастыри (главный – Киево-Печерский) (32). В XI в. началось формирование древнерусской литературы (первые летописи, «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Илариона) (33). Крупнейший летописный свод Древней Руси «Повесть временных лет» возник в начале XII в. (главный автор – монах Киево-Печерского монастыря Нестор) (34).
С принятием христианства стали строить храмы. Типичны крестово-купольные храмы. Памятники зодчества – соборы Св. Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке, построенные при Ярославе Мудром (35). Храмы украшали мозаикой (рисунки из цветных стеклышек) и фресками (живопись по сырой штукатурке). При огромном культурном влиянии Византии следует отметить, что русские мастера творчески перерабатывали достижения греков.