Роль учителя литературы в школьном образовании переоценить невозможно. В наше время эта роль возросла многократно, так как уроки по этому предмету предоставляют преподавателю широкие возможности для подготовки детей к жизни в информационном пространстве, для формирования их способности ориентироваться в потоке разных сведений.
За годы работы преподавателем литературы я пришла к выводу о необходимости учить детей правильно читать художественное произведение, определять тему и идею текста, понимать подтекст, находить позицию автора, т.е. полностью «вычерпывать» смысл каждого рассказа, повести или их фрагментов. Особое значение сейчас приобретает умение читать периодику: не секрет, что большую часть различных сведений современный школьник получает именно через средства массовой информации, которые активно используют в своей практике различные изобразительно-выразительные приёмы языка.
Становится ясно, как необходимо детям знание изобразительных средств языка, которое, к тому же, способствует развитию коммуникативных способностей, что является, в свою очередь, одной из характеристик лидерских качеств личности ребёнка.
Хотелось бы добавить, что осмысленному и глубокому изучению литературного произведения служат также задачи медиаобразования, например, задания на нахождение требуемой информации в различных источниках, задания по переводу вербальной информации в визуальную и наоборот, задания на аргументирование собственных высказываний и т.д. Конкретное применение этих заданий я попыталась показать на примере урока литературы в 5-м классе по теме: «Понятие о метафоре как изобразительно-выразительном средстве языка».
Понятие о метафоре как изобразительно-выразительном средстве языка
Урок проведён в рамках недели русского языка и литературы, посвящённой 19 октября — дню Царскосельского лицея.
Цели урока:
- образовательная — научить распознавать метафору среди других изобразительно-выразительных средств языка; видеть общие признаки у метафоры и олицетворения как частного случая метафоры, а также отличительные свойства олицетворения.
- развивающая — развить у учащихся творческие наклонности, образное мышление, выразительную и правильную речь.
- воспитательная — воспитать любовь к русской литературе, уважение к слову и к поэту как к человеку, умеющему владеть этим словом.
I. На доске написаны два текста (фамилии авторов появятся на доске позднее) и эпиграф к уроку:
«Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать?»
А. М. Горький
а) В слезах отчаянья, Людмила
От ужаса лицо закрыла;
Увы, что ждёт её теперь!
Бежит в серебряную дверь;
Она с музыкой отворилась,
>И наша дева очутилась в саду. (А.С.Пушкин)
б) Первый утренник, серебряный мороз!
Тишина и звонкий холод на заре.
Свежим глянцем зеленеет след колёс
На серебряном просторе, на дворе. (И.А.Бунин)
Объяснение нового материала
Оба отрывка читаются вслух. Задаём детям вопрос, узнали ли они, из какого произведения взят первый текст. Получив ответ, выясняем, кто автор этого произведения, в чьём саду очутилась героиня и как это произошло. Сообщаем детям фамилию поэта-автора второго стихотворения, рассказываем, что И. А. Бунин писал не только стихи, но и замечательные рассказы, с которыми ученики познакомятся в старших классах. С поэзией же И. А. Бунина они встретятся ещё раз уже в этом учебном году.
Затем обращаемся к эпиграфу. И, прочитав его, приходим к мысли, что очень важно, по мнению А. М. Горького, знать, о чём писать, т.е. тему своего произведения, для чего писать, т.е. идею, но не менее важно, как, какими средствами языка следует воплощать свой замысел. И сегодня мы начнём знакомство с этими средствами языка, которые называются изобразительно-выразительными, так как с их помощью поэт изображает (рисует) различные картины и выражает наиболее полно и ярко свои мысли.
Беседа с классом
Мы видим, что в обоих текстах повторяется одно и то же слово (серебряный). Что означает слово в первом тексте? (Сделанный из серебра).
Вспомним, речь идёт не о простом саде, а о необыкновенном, чудесном, принадлежащем волшебнику Черномору. И поэтому там вполне можно встретить и сделанную из серебра дверь, т.е. серебряную. Значит, в этом стихотворении слово «серебряный» употреблено в его прямом значении, означает «сделанный из серебра».
Далее ученики работают с толковыми словарями, ищут определение слова «серебро». (Драгоценный металл серого цвета). В тетрадях делается следующая запись: «Серебряная дверь — это дверь, сделанная из серебра, т.е. из драгоценного металла серовато-белого цвета. Слово „серебряный“ в первом тексте употреблено в прямом значении».
Теперь обратимся ко второму стихотворению: о каком времени года идёт в нём речь? Сейчас октябрь. Мы давно расстались с зимой. Вспомним зимний пейзаж (обращение к картине с зимним «прозрачным» пейзажем). Что же означает прилагательное «серебряный» в словосочетаниях «серебряный мороз», «серебряный простор»? Может быть, «сделанный из серебра»? (Серебряный означает «похожий на серебро белого цвета», блестящий, искрящийся, как блестит металл серебро. Иней, снег покрывает землю и деревья, и они стоят, словно покрытые серебром). Свойства, черты, характерные для серебра, как бы переносятся (работа над словом) на другие предметы.
Значит, в этом случае слово «серебряный» имеет не прямое значение, а переносное. В тетрадях делается следующая запись: «Серебряный простор — это земля, трава, деревья, т.е. всё видимое пространство, покрытое инеем, и поэтому сверкающее, переливающееся на солнце, искрящееся, похожее на серебро. Слово „серебряный“ во втором тексте употреблено в переносном значении».
Учитель: Теперь мы познакомимся с новым для нас словом, которым будем называть слова и выражения, употреблённые в переносном значении.
Запись в тетрадь: «Метафора — употребление слов в переносном значении для изображения или характеристики предмета или явления на основе сходства, сравнения». В переводе с греческого метафора означает «перенос».
Работа по первичному закреплению материала. Прослушаем аудиозапись отрывка из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила2. (С прохладой вьётся ветер майский…)
Учитель предлагает ученикам найти в этом отрывке слова, употреблённые в переносном значении и записать их в тетрадь (золотые апельсины, зерцало вод, алмазные фонтаны, жемчужная, огненная дуга водопадов, гордые вершины, сонная волна).
Объяснение нового материала… Отдельно запишем два последних словосочетания: гордые вершины и сонная волна.
Вопрос к ученикам:
Почему вы решили, что данные прилагательные употреблены в переносном, а не прямом значении. (Сказать «гордый», «сонный» можно только о человеке или животном, т.е. живом существе. Здесь слово сонный означает медленный, плавный, тихий; гордые вершины — это недоступные, устремлённые ввысь, вознесённые над человеком вершины. В этом отрывке о предметах неживой природы говорится, как о живых существах.)
Учитель знакомит учеников с новым понятием: частным случаем метафоры — олицетворением и предлагает подумать, почему этот приём так назвали. (Начинается понятийная работа со словом «олицетворение».) Каков корень этого слова? Что мы называем лицом? У кого бывает лицо? Кого мы называем личностью? Итак, олицетворение делает неживое живым, даёт ему «лицо», наделяет яркими чертами и свойствами личности. Запись в тетрадь: «Олицетворением называется перенесение свойств и признаков живого существа на неодушевлённые предметы».
Первичное закрепление материала.
Работа с текстом, предварительно написанным на доске. В тексте пропущены прилагательные, данные здесь в скобках. Задача ребят — переписать этот отрывок, вставив подходящие по смыслу прилагательные.
Скинуло кафтан (зелёный) лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу (жёлтую) одета,
По лесам с метёлкой прошлась. (Д. Кедрин)
Найдём в этом стихотворении слова, употреблённые в переносном смысле (скинуло кафтан, в шубу одета, прошлась метёлкою). Как называются эти слова? (метафоры). Почему вы считаете, что эти слова употреблены в переносном, а не прямом значении? (скинуть кафтан, в шубу одеться, пройтись с метёлкою может только живое разумное существо, а здесь речь идёт о неодушевлённых предметах). Как же мы называем художественный приём, когда о неживых предметах и явлениях говорится, как о живых? (олицетворение). Значит, олицетворение — частный случай метафоры. Работа с текстом стихотворения Ф. И. Тютчева «Что ты клонишь над водами».
Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?
Хоть томится, хоть трепещет
К аждый лист твой над струёй:
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеётся над тобой (Ф.И. Тютчев)
Какая картина предстаёт в вашем воображении, когда вы читаете это стихотворение? Какие изобразительно-выразительные средства помогают вам в этом? Приведите примеры.
Подведение итога урока, вывод
Учитель: Сегодня мы познакомились с двумя изобразительно-выразительными средствами языка — метафорой и олицетворением. Зачем нужны они, с какой целью используют их писатели и поэты? (С помощью этих средств писатели и поэты рисуют яркие, красочные картины, создают запоминающиеся образы, мы зримо представляем себе всё, о чём они пишут. Поэтому поэтов и писателей называют ещё художниками слова.)
Домашнее задание. (Его задача — обобщить знания, полученные на уроке, применить их на практике). Из третьей части поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» выписать примеры метафор и олицетворений. К отрывку, в котором описан сад Черномора, нарисовать иллюстрацию.
Источник — «Наука и образование» на RIN.ru
Написать комментарий