Положение команд в конкурсе «Майская копилка-12» На 4 мая 2008 г.
Команда | Общее количество баллов | Место |
---|---|---|
Север | 223 | 3 |
Юг | 554 | 1 |
Запад | 226 | 2 |
Авторизация
Программа развития
[an error occurred while processing the directive]Not Found
The requested URL was not found on this server.
Not Found
The requested URL was not found on this server.
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]Многопрофильный культурно-образовательный Центр как оптимальная среда для развития личности, способной к адаптивной и преобразующей деятельности в информационном обществе
Программа разработана и реализуется педагогическим коллективом Центра образования
Программа развития утверждена Советом Центра образования № 1048
Введение
Современная цивилизация стремительно и динамично развивается на пути интеграции научных, технических и художественных форм человеческой деятельности, естественных и гуманитарных направлений.
Синкретичность стоящих перед новым человеком творческих и практических задач, синергичность в методике их решения делает социальный заказ на подготовку выпускников общеобразовательной школы, обладающих новыми качествами личности, творческим подходом в решении всех жизненных задач.
Российское общество и экономика столкнулись в своём развитии в последние годы с большим спектром проблем различного характера.
Одним из учреждений, которое стоит на страже культурных традиций, может поставить барьер перед наркоманией и преступностью, стать Центром общественной жизни является общеобразовательная школа. С ней связан тот основной период в жизни человека, когда закладываются основы личности, формируются позитивная или негативная «Я концепция» (мировоззрение), закладываются основы для дальнейшей жизни, работы, социальной адаптации.
Школа является активным звеном в управлении социо-культурной стороной жизни общества, её задача предотвратить проникновение чуждых форм псевдокультуры, безнадзорности.
Для того чтобы выполнить такую функцию, школа должна стать мобильной в выборе различных направлений своей деятельности, дать учащимся возможность искать себя в различных областях от ремесленного творчества до экономического проектирования и менеджмента. Особое внимание должно быть уделено проведению продуманной воспитательной работы, ориентированной на реальные социальные интересы, соответствующей устремлениям учащихся, направленной и управляемой осторожно и внимательно через тонкую систему взаимодействия между педагогами и учащимися.
Средством реализации поставленных задач явилось создание Многопрофильного культурно-образовательного Центра «Новокосино» на базе общеобразовательной школы № 1048. Дальнейшее развитие многопрофильного культурно-образовательного Центра, мы видим в реализации концепции устойчивого развития.
2005-2015 гг. объявлены ЮНЕСКО десятилетием образования в интересах устойчивого развития.
Принятие обществом идей устойчивого развития возможно только через систему образования и просвещения. Именно эта сфера деятельности способна изменить массовое сознание людей, ориентируя его на сохранение природных и культурных ценностей, этическое, гуманное отношение к жизни, поиск компромисса там, где экономические интересы производства вступают в конфликт с экологическими интересами общества.
Образование, в интересах устойчивого развития, является новым, глобальным, инновационным проектом, нацеленным на гарантированное выживание всего человечества.
Концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен уметь адаптироваться в новой ситуации, участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение.
Но выявляются противоречия между потребностями общества в личности, способной к адаптивной и преобразующей деятельности направленной на устойчивое развитие общества, и современным школьным образованием.
Необходимо создание оптимальных условий для формирования адаптивной личности, ориентированной на устойчивое развитие в условиях многопрофильного культурно-образовательного Центра.
Таким образом, каждый выпускник Центра образования должен обладать экологической компетентностью, практическими навыками поведения в современном мире и ориентироваться на:
- духовность;
- нравственность;
- гуманизм;
- здоровье;
- качество жизни;
- профессионализм;
- диалог и сотрудничество;
- творчество;
- понимание своей роли в природе;
- ответственность.
Миссия создание оптимальных условий для формирования адаптивной личности в Многопрофильном культурно-образовательном Центре.
Цели и задачи
Главной целью развития многопрофильного культурно-образовательного Центра в период с 2006 по 2010 года является:
- формирование адаптивной личности в условиях Многопрофильного культурно-образовательного Центра.
Задачи:
- совершенствование системы управления образовательным процессом;
- совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров;
- формирование содержания образования, обеспечивающего реализацию экологической компетентности;
- совершенствование системы мер по обеспечению сохранения здоровья учащихся (здоровый образ жизни);
- координация деятельности учителей отдельных дисциплин, усиление межпредметных связей при едином требовании контроля и качества образования;
- активное воздействие на социальную среду района.
Через решение перечисленных задач и достижения поставленной цели возможно улучшение социального климата в районе, снижение негативных тенденций, преступности и наркомании, улучшение экологической ситуации.
Ожидаемый результат создание педагогической системы, обеспечивающей формирование у выпускника Центра следующих умений и навыков:
- уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий;
- проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников, анализировать информацию, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, умело применять полученные знания на практике в различных ситуациях;
- обладать навыками общения, быть контактным в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимым к мнению других, уметь работать сообща в различных областях, предотвращая конфликтные ситуации, выполнять различные социальные роли;
- самостоятельно трудиться над развитием интеллектуального, физического, культурного уровня, вести здоровый образ жизни.
Выпускник Центра должен:
- реализовать себя как личность;
- уметь адаптироваться к быстроизменяющимся условиям среды;
- стремиться к поддержке других людей;
- постоянно приобретать новые знания, реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира;
- обладать качествами социально-информированного гражданина, защитника окружающей среды.
Этапы реализации программы
- Подготовительный (2006/2007 учебный год).
- Основной (2007/2009 учебный год).
- Обобщающий (2009/ 2010 учебный год).
Финансовое обеспечение
Центр образования № 1048 с 2007 года находится на финансовой самостоятельности, имеет свой расчётный счёт и осуществляет оперативное управление поступающими средствами.
Выполнение программы обеспечивается за счёт бюджетного финансирования.
Содержание, формы и направления деятельности Многопрофильного культурно-образовательного Центра
Реализация идеи многопрофильности требует осмысленного, научного, комплексного подхода, взвешенной социальной политики. Всё это должно основываться на проведении глубокого анализа состояния общества через психологический мониторинг, анкетирование и социологические опросы, определение социального заказа.
Учебная работа
Как и любое учреждение в системе основного общего образования Многопрофильный культурно-образовательный Центр обеспечивает полное и качественное исполнение государственных образовательных стандартов. Сообразуясь с этим, в учебных планах, методиках и программах, применяемых в образовательной деятельности, содержание, количественные и качественные характеристики базовых предметов не подвергаются сокращению или иной трансформации, ведущей к снижению образовательного стандарта.
В учебно-воспитательном процессе Центра, используются элементы вариативности, заложенные в базовых программах, в школьный компонент базовых учебных планов и возможности системы дополнительного образования.
Наиболее общими, обладающими большим запасом вариативности и возможностями взаимной интеграции являются следующие пять направлений:
- эколого-краеведческое;
- художественно-прикладное;
- спортивно-туристическое;
- гуманитарно-лингвистическое;
- экономико-управленческое.
Указанные направления позволяют в полной мере раскрыть принцип всеобщности, комплексности и системности образовательного и воспитательного пространства с широкой межпредметной интеграцией различного порядка.
Учебная работа в каждом из направлений структурируется на дошкольный, школьный и послешкольный этапы.
На этапе дошкольной работы происходит ранняя диагностика способностей и задатков детей, определение их учебных возможностей и интересов.
На школьном этапе, который разделён на три составные части, привычные в отечественной педагогике (начальную, среднюю и старшую школу) проводится профилирование и профессиональная ориентация учащихся в рамках направлений деятельности Многопрофильного культурно-образовательного Центра. В начальной школе происходит первичное распределение учащихся без профилизации. Через осуществление принципа эстетико-экологического образования и воспитания реализуются задачи начальной подготовки к профилированию в рамках средней школы.
Профилизация (распределение по направлениям) согласно учебным возможностям учащихся и их интересам, выявленным на ранних этапах, происходит в 5-6 классах средней школы. Программы 5 класса каждого из направлений позволяют к 6 классу изменить профиль для каждого ученика, если его выбор, мнение психологов, педагогов и родителей по его профилированию оказались ошибочными. Поэтому профильные предметы в программе 5 класса ведутся на ознакомительной основе. Начиная с 6 класса программы по направлений несут более профессиональный или специальный характер с чёткой методической последовательностью, поэтому перераспределение учащихся по профилям становится затруднённым. Однако и здесь такая возможность сохраняется за счёт тождества программ, их адаптивности и наличием возможности компенсации отставания по специальным предметам через систему дополнительного образования.
В старшей школе (10-11 классы) профилизация достигает максимальной глубины и получает выход на практическую деятельность через различные проекты и программы, осуществляемые Многопрофильным культурно-образовательным Центром на различных уровнях. Практическим выходом каждого профиля является либо получение учащимися документов о среднем специальном образовании либо их зачисление в высшие учебные заведения для продолжения обучения по данному профилю.
На послешкольном этапе выпускники школы могут продолжать активно участвовать в общешкольных проектах, а также совершенствовать свои знания, умения и навыки через различные курсы, практикумы и мероприятия, проводимые в рамках Многопрофильного культурно-образовательного Центра.
Каждое из профильных направлений в Многопрофильном культурно-образовательном Центре имеет серьёзные отличия в комплектации и подходах к организации своей работы.
Различные профильные направления имеют, кроме вертикальной интеграции, и глубинные связи друг с другом, образуя единую систему образовательной среды Многопрофильного культурно-образовательного Центра.
Интегративные связи направлений
Реализация направлений Центра образования в рамках начальной школы
Основной аспект формирования деятельности на первой ступени обучения Центра образования направлен на воспитание системы нравственных ценностей, культуры общения и обучения, развитие познавательной активности и способностей детей, формирование прочных навыков учебной деятельности, а также на обеспечение овладения детьми устойчивой математической и речевой грамотностью, на развитие экологических и краеведческих знаний, эстетических воззрений, развитие индивидуальных творческих способностей через познание окружающего мира через науку и искусство, в конкретной продуктивной деятельности.
Для выполнения поставленных задач можно выделить следующие приоритетные направления в организации системы образования:
- информатизация образовательного процесса;
- развивающее обучение и внедрение новых педагогических технологий;
- эколого-краеведческое образование в целях познания окружающего мира через науку и искусство;
- раннее изучение иностранного языка как средства изучения окружающего мира;
- эстетическое образование.
Для реализации поставленных задач особо важное значение имеет организация психологической и социальной служб, организуемых в рамках многопрофильного культурно-образовательного Центра над направлениями и ступенями образования, осуществляющих связь между ними.
В начальной школе реализация концепции Центра образования находит своё отражение в ряде курсов, приобщающих детей к различным видам творческой деятельности:
- музыке;
- изобразительному искусству, дизайну и художественному труду;
- хореографии и ритмике;
- <риторике./li>
В начальной школе в рамках Центра образования введение этих и других курсов, реализуется через предметное преподавание в рамках школьного компонента учебных планов (при соблюдении образовательного стандарта), а также в системе дополнительного образования.
В начальной школе проводится анкетирование в целях определения желаний и возможностей учащихся для дальнейшей профилизации в рамках основного общего образования.
Коммуникация между профильными направлениями происходит на основе применения интегративных курсов и результатов научно- исследовательской, экспериментальной деятельности педагогов и учащихся Центра образования в проектах общешкольного, районного, окружного, городского, Всероссийского и международного масштабов.
Реализация направлений деятельности Многопрофильного культурно-образовательного Центра
Эколого-краеведческое направление
Эколого-краеведческое направление является одним из всеобъемлющих в рамках Многопрофильного культурно-образовательного Центра, охватывая компоненты школьного и дополнительного образования.
Учитывая современную экологическую обстановку во всех сферах жизни и социальный заказ общества, экологическое образование рассматривается как элемент общего образования, связанный с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества (человека).
Определяя цели экологического образования и воспитания, следует исходить из необходимости формирования системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, считая общей целью формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Формирование экологической культуры подрастающего поколения исходит из необходимости решения задач непрерывности экологического образования в сочетании основного и дополнительного образования, сочетании урочных и неурочных форм деятельности.
Экономико-управленческое направление
В структуре деятельности Многопрофильного культурно-образовательного Центра, это направление занимает особое место.
В его рамках ведётся подготовка менеджеров и специалисты по связям с общественностью. Знание современных компьютерных технологий и качественная подготовка в области информатики и математики одно из слагаемых успеха современного предпринимателя.
Для работы этого направления требуется введение нескольких циклов учебных предметов.
1. Экономика:
- «Основы экономики и предпринимательства»;
- «Бухгалтерский учёт»;
- «Маркетинг».
2. Управление:
- «Менеджмент и организация производства»;
- «Рекламное дело».
3. Социальная психология:
- «Социология и политология»;
- «Общественная психология».
4. Правовая подготовка.
Гуманитарно-лингвистическое направление
Основное внимание в этом направлении уделяется изучению предметов гуманитарного цикла.
При полном сохранении предметов базисного компонента и за счёт рационального использования часов школьного компонента, а также возможностей системы дополнительного образования, идея гуманитарно-лингвистического направления реализуется через введение следующих предметов:
- изучение второго иностранного языка;
- риторика, стилистика, культура речи;
- логика;
- социология, культурология, политология, право;
- изобразительное искусство, музыка и певческое искусство;
- экология и культура;
- психология и педагогика, этикет, культура общения.
Художественно-прикладное направление
Воспитание посредством искусства всегда было наиболее продуктивным. Интерес к красоте, к творчеству закладывается у детей с самого раннего возраста.
Художественно-прикладное направление предоставляет нашим детям возможность реализовать свой творческий потенциал в совокупности с профессиональной подготовкой в различных областях творческой деятельности.
В художественно-прикладном направлении существуют интегративные курсы, которые позволяют аккумулировать и применять сумму знаний, получаемых на занятиях иными специальными и базовыми дисциплинами.
- Курс «Основы дизайна»
- Курс «Основы композиции»
- Курс «Мировая культура»
- Специальные учебные предметы живопись и рисунок.
- Цикл «Художественный труд» включает коллективы «Резьба по дереву», «Керамика», «Художественная роспись», «Бисероплетение», «Роспись по ткани (батик)»
Дизайн и художественное оформление
Предметы культурологического плана мировая художественная культура, реклама.
Спортивно- туристическое направление
Занятия спортом являются необходимой составляющей здорового образа жизни и гармонического развития личности. Поэтому на базе Центра создано спортивно-туристическое направление, реализующее свою деятельность через спортивно-туристические клубы и секции.
Направления спортивно-туристической деятельности:
- секция восточных единоборств;
- секция командных игр;
- секция спортивного туризма;
- секция гольфа;
- секция атлетики;
- секция легкой атлетики;
- секция спортивного ориентирования.
- воспитательная работа.
Воспитательная работа является одним из приоритетных направлений Культурно-образовательного Центра. Она тесно связана в глубоком взаимопроникновении с другими направлениями деятельности Многопрофильного культурно-образовательного Центра (с учебной, социальной и научно исследовательской работой).
Через систему воспитательной работы и дополнительного образования осуществляется системная интеграция учреждений образования и культуры. Таким образом решается задача по активному воздействию Центра на социальную среду района.
Главное направление воспитательной работы организация общешкольной воспитательной системы «Майская копилка» (подведение итогов проводится в конце учебного года в мае).
В зачёт «Майской копилки» идут также результаты учебной деятельности.
Мероприятия, проводимые в рамках деятельного поля «Майской копилки.
Интеллектуальные игры:
«КВН», «Брейн-ринг», «Своя игра».
Спортивные состязания, краеведческие и туристические слёты.
Социальные проекты: праздники для населения района, ярмарки.
Экологические проекты: озеленение школьного участка, мониторинг экологического состояния района, очистка территории лесопарка, утилизация мусора.
Творческие мероприятия: выставки, конкурсы художественных и дизайнерских проектов, конкурсы кулинарного мастерства и национальной кухни.
Управление «Майской копилкой» и другими направлениями деятельности ученического коллектива Центра осуществляет школьный Парламент демократический орган ученического самоуправления.
Социальная работа
Культурно-образовательный Центр ставит социальную работу в ранг приоритетных направлений своей деятельности.
Проведение грамотной социальной политики и работа с общественностью района не возможна без наличия четкой картины общественного мнения и знания потребностей и интересов членов общества.
Направления социальной работы:
- создание службы социального мониторинга;
- благотворительность и организация патронажа над природной средой;
- создание службы психологической поддержки.
Научно-исследовательская работа
Проведение научно исследовательских и экспериментальных программ одно из приоритетных направлений деятельности Многопрофильного культурно-образовательного Центра.
Только на основе глубокого изучения проблем района местонахождения, исследования социально-культурной и экологической сред и их состояния и тенденций развития, на основе определения социального заказа и общественного мнения возможна реализация Многопрофильного культурно-образовательного Центра как оптимальной среды для развития личности, способной к адаптивной и преобразующей деятельности в современном информационном обществе.
Руководство научной работой Центра осуществляет Научно-методический совет. Научная работа осуществляется на различных уровнях.
Стратегический уровень проведение глубинных и перспективных исследований социальной и экологической среды района.
Тактический уровень на этом уровне решаются внутренние задачи Центра, выполняются корректировка направлений деятельности, формируются новые направления и темы исследовательской и практической деятельности.
Прагматический уровень разработка и проведение узких исследований и экспериментов имеющих выход на результат в ближайшем будущем.
Принципы формирования и функционирования Центра
Принцип комплексности и единства в обучении и воспитании в социальном и культурно образовательном поле
Реализация принципа единства обучения и воспитания основывается на точном понимании возможностей воспитательного влияния различных учебных материалов на формирующуюся личность школьника, его усиления за счет привлечения интегративных сведений. Важным моментом является комплексность в организации учебно-воспитательного процесса, процессов воспитания в семье, районе во внеурочное время.
Задача Центра в преодолении искусственных барьеров между различными социальными возрастами, включение их в единое социальное и культурно- образовательное поле.
Это возможно, когда представители различных возрастов включены в единую практико-ориентированную общественно и личностно-полезную деятельность. Такой деятельностью могут стать проекты в области экологии среды и общественной жизни, дизайн программы в области оформления и благоустройства жилых и общественных помещений.
Принцип научности и прагматизма
В рамках учебно-воспитательного процесса в ЦентрЕ личность должна усвоить систему научно-обоснованных, достоверных и объективных знаний, верно отражающих предметы, явления и процессы реальности.
У учащегося формируется положительная «Я-концепция» (мировоззрение) адекватно воспринимающая, реагирующая на раздражители внешнего мира. Преобразующая деятельность такой личности должна носить подчеркнуто созидательный, эстетический и экологический характер. Организация учебной и воспитательной работы в Центре, таким образом, базируется на прочном фундаменте научных исследований.
Введение элементов профилизации в Ценре невозможно без проведения глубокого анализа учебных интересов контингента его учащихся, их учебных возможностей, задатков, определения желаний родителей и корреляции всего этого комплекса с задачами структурной политики государства и местной администрации.
Принцип научности предъявляет к администрации и коллективу педагогов и воспитателей Центра при передаче знаний, формировании поведенческих норм в учебно-воспитательном процессе подкреплять их научными положениями.
Наиболее качественное закрепление передаваемых знаний и поведенческих норм возможно в случае, когда обучаемому не только покажут, каким образом необходимо решать задачу или реагировать в определенной ситуации, но и докажут и объяснят, почему иначе поступить нельзя. А наилучшим результатом будет то, что такое доказательство будет найдено самими обучающимися.
Профилизация, определение набора воспитательных культурно- развлекательных проектов, практических и теоретических работ проводится на основе строгой научности и определения их практической ценности, с соблюдением принципа научности и прагматизма.
Принцип систематичности, последовательности и непрерывности культурно-образовательного поля Центра
Усвоение знаний, умений и навыков происходит непрерывно во взаимосвязи новых материалов с полученными раньше с их расширением.
Поэтому принцип систематичности, последовательности и непрерывности в рамках Центра заключается прежде всего:
- в соблюдении преемственности и непрерывности в получении знаний от дошкольного, младшего и среднего школьного периода, до вузовского периода и выше;
- в последовательном усложнении задач обучения и воспитания, содержания, путей и средств по все периодам;
- в единстве методов обучения и развития личности на различных этапах.
Для обеспечения систематичности, последовательности и непрерывности культурно-образовательного поля наиболее ценным является проведение долгосрочных социальных, экологических или дизайнерских программ. Эти программы проводятся совместно с муниципальными органами, привлекая к ним различные категории граждан от самых маленьких до взрослых.
Принцип открытости и гибкости
В рамках Центра учебно-воспитательный процесс является открытым и гибким, то есть обеспечивается ориентация на личность учащегося, формирование положительной «Я-концепции» в соответствии с интересами и склонностями ученика, его способностями и учебными возможностями. Предоставление учащимся свободы выбора самореализации в рамках Центра является приоритетным, свобода личности учащегося составляет основу его психологического комфорта в учебно-воспитательном процессе.
Принцип открытости и гибкости реализуется прежде всего через свободное комплектование дисциплин в рамках основных направлений Центра, наличием введения нетрадиционных учебных дисциплин в рамках школьного компонента и системы дополнительного образования.
Действия принципа открытости и гибкости сказывается, прежде всего, на высокой реактивности Центра на изменение социального заказа на образовательные и воспитательные услуги. Через систему постоянного социального и психологического мониторинга среди учащихся Центра, абитуриентов, родителей и членов семей учащихся и жителей района в рамках Центра создается постоянно пополняемый банк данных о состоянии запросов и потребностей членов социума. Обобщение этих сведений дает четкое представление о необходимости введения новых образовательных воспитательных или развлекательных услуг, корректировке или даже о ликвидации определенного круга существующих направлений в случаях, когда их социальная значимость приближается к минимуму.
Эколого-эстетический принцип
Экология в наиболее широком смысле понимается как наука о взаимодействии организмов друг с другом и со средой их обитания. Под экологией мы понимаем и взаимоотношения человеческих индивидуумов друг с другом и в рамках социальной среды, а также взаимоотношений человеческой личности со средой обитания и с обществом. Экология становится абсолютной универсалией, что соответствует концепции устойчивого развития.
Современной философией эстетика понимается как переживание ценности любого события, явления, факта или материального объекта, будь то артефакт произведенный благодаря продуктивной деятельности человека или связанный с окружающей средой.
Одной из главных задач учебно-воспитательных принципов является формирование системы ценностных ориентации учащихся, основанной на двух составляющих эстетике и экологичности.
Организация здорового образа жизни один из важнейших принципов устойчивого развития
Основные направления деятельности:
- Рациональная организация учебного процесса: соответствие программ, применяемых методов и средств возрастным особенностям учащихся; грамотно составленное расписание, учитывающее дневную динамику работоспособности, контроль за объемом и дозировкой домашнего задания и сам урок, выстраиваемый и оцениваемый в здоровье сберегающем аспекте.
- Организация полноценного и рационального рациона питания.
Сделать полноценным и рациональным питание учащихся позволяет новая столовая с современным оборудованием, оснащенными помещениями. - Профилактика и коррекция «школьных болезней»: нарушение осанки, гармоничность физического развития, профилактика нарушения зрения.
- Логопедическая помощь.
- Профилактика употребления табака и алкоголя.
- Профилактика употребления наркотических и психоактивных веществ.
- Работа по просвещению родителей, цель которой переориентирование их из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества.
- Социальное здоровье укрепление семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.
Принцип безопасной жизнедеятельности.
Основные направления деятельности:
- формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;
- развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;
- формирование способностей принятия безопасных решений в быту и в профессиональной деятельности;
- привитие знаний, умений и навыков по снижению индивидуальных и коллективных рисков;
- выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Принцип интегративности направлений
Сущность данного принципа заключается в системности, комплексности и общности школьного образовательного и воспитательного пространства на основе глубоких разноуровневых интегративных взаимосвязей между их составляющими. Здесь каждый элемент специализации включается в единую универсальную систему. Интересы и склонности каждого ученика реализуются благодаря предоставленным ему возможностям заниматься углубленно теми видами учебной деятельности, которые ему наиболее близки. Но при этом он имеет возможность осознать важность своей деятельности в рамках общешкольного интегративного деятельностного поля, почувствовать свою значимость и меру ответственности.
Главными задачами интеграции в рамках определяемого направления являются:
- предоставление учащимся деятельностного поля для применения знаний по всем дисциплинам, изучаемым в направлении;
- стимулирование положительной мотивации в изучении различных дисциплин благодаря доказательству их необходимости, при выполнении видов деятельности объективно интересных учащимся;
- коммуникация и показ взаимосвязи различных навыков и умений для выполнения конкретных видов деятельности;
- развитие творческих и комбинаторных способностей учащихся в конкретной продуктивной деятельности.
Принцип активности и сознательности в планировании и выполнении социальных и культурно-образовательных функций Центра
Центр не ограничивается простым следованием социальному заказу и потребностям социальной среды района. Следует активно и сознательно формировать социальный заказ и интересы общества, только тогда Центр сможет реализовать тот потенциал, который заложен в нем как в культурно образовательном учреждении.
Воздействие на социальную среду происходит системно через различные стимулы, факторы и процессы.
Во-первых, это система стимулов:
- четкая аргументация воздействия;
- статистические характеристики и форма воздействия;
- социальная значимость коммуникатора и доверие к нему;
- манипуляции каналом коммуникации (прямое обращение, опосредованное через учащихся, сенсорное и смешанное);
- манипуляции средой, создание объективных предпосылок для формирования социальных потребностей.
Во-вторых, через систему установочных факторов воздействия рейтинга (членов социальной среды) и ситуации:
- способствование общей убеждаемости (через приведение коммуникативной ситуации к непосредственному подсознательному впечатыванию информации);
- активизация интереса с помощью самого коммуникативного акта (нестандартные ситуации общения, новые каналы коммуникации);
- включение субъектов и объектов коммуникации в сложную систему актов взаимодействия и взаимовлияния.
Формирование общественного мнения на современном этапе основывается на том, что поступки и рассуждения связываются с одними потребностями человека, а на самом деле приводят к возникновению новых. Поэтому Центр пользуется для формирования интересов и потребностей жителей района следующими современными средствами манипуляции общественным мнением:
- Усиление.
- Символичность.
- Безопасность.
- Побуждение.
- Означивание.
- Ложная аффилация (присоединение к социальной группе).
- Гиперболизация.
Цели и задачи, направления и принципы деятельности при создании и функционировании Центр реализуются комплексно. Обладая сами по себе высоким потенциалом, все же наиболее качественно они могут его проявить при их постоянном совместном применении и действии. Для координации необходима четкая отработка систем управления и контроля.
Учет и контроль качества учебно-воспитательного процесса, социальных, культурно-образовательных и досуговых программ Центра
Хорошо налаженный учет и оценка достигнутых результатов является одним из важнейших факторов правильной и продуманной концепции организации Центра.
Результаты проведения каждого мероприятия, всех видов учебной и культурно-социальной деятельности оцениваются на основании четких и единых критериев. Результаты такой оценки должны фиксироваться и обобщаться. Проводиться оценка должна периодически, «без провалов». Процедура оценки включает в себя несколько составляющих:
- Предварительный учет.
- Текущий учет.
- Периодический учет.
- Итоговая оценка.
- Длительный учет.
Процедура оценки не закреплена календарно, за исключением учебно-воспитательной работы в рамках школы как учреждения образования, где должна действовать государственная система учета и подведения итогов за год, как явного рубежа в развитии Центра.
Определение критериев, на основании которых проводится оценка, также весьма разнообразно в зависимости от основных направлений деятельности Центра, которые могут быть различны. Необходимо подчеркнуть система критериев является общей при оценке одного вида деятельности на различных этапах. Так как в противном случае результаты оценки будут не корректны при их сравнении.
Рекомендуется разработка системы критериев для Центра по следующим направлениям:
- Экологичность. Оценка вреда или полезности природной среде возможных компенсаций.
- Социальность. Общественная полезность.
- Креативность. Проявление творческих подходов в разрешении проблем.
- Всеобщность и глубина (насколько глубоко осуществлено проникновение в суть разрешаемой проблемы).
- Практическая ценность (насколько результаты деятельности могут быть внедрены).
- Специальные критерии наиболее широкий спектр критериев, взаимосвязанных с учебными и воспитательными целями и задачами отдельных видов деятельности. Свои специальные критерии будут иметь практически все учебные дисциплины.
Области оценки эффективности программы и ожидаемых результатов:
Образовательные:
- успеваемость и качество обученности учащихся;
- наличие у учащихся основных межпредметных умений и навыков;
- количество учащихся, участвующих в проектной и исследовательской деятельности;
- количество учащихся, участвующих в работе творческих объединений;
- количество учащихся, участвующих в работе Детских общественных организаций;
- количество учащихся, победивших в конкурсах, олимпиадах;
- процент педагогов, использующих новые образовательные технологии;
- процент педагогов, участвующих в экспериментальной деятельности.
Социальные:
- уровень самореализации учащихся Центра образования;
- уровень мотивации на изучение экологии;
- психологический комфорт учащихся Центра образования;
- уровень готовности к продолжению образования;
- степень реализации подпроекта «Здоровьесбережение учащихся».
Управленческие:
- уровень мотивации всех участников педагогического процесса;
- процент педагогов, повысивших свою квалификацию.
Важную роль играет система учета, обобщения и сохранения информации об оценках как на уровне личности, так и на уровне группы, класса или всего Центра.
В рамках Центра мы предлагаем использовать систему статистического учета на основании личных карт развития и групповых карт, объединяемых в единую базу данных Центра, систему, адаптированную для нужд Центра. Данная система заключается в том, что каждый член Центра должен иметь свою индивидуальную карту учета, в которую заносятся на основании общих для Центра критериев все результаты его деятельности, учебы, участия в мероприятиях.
При необходимости учета уровня любой группы для получения сводной карты ее развития достаточно лишь обобщить, свести результаты каждых конкретных личностей и получить общий результат. Так же можно получить результаты и по всей совокупности членов Центра.
Организация такой системы учета требует, естественно, создания для нужд Центра своей собственной компьютерной базы данных и наличия оператора, постоянно занимающегося ее обновлением.
Для Центра в определении стратегических и тактических задач планирования его деятельности большим положительным значением обладает также проведение социологических исследований, опросов с целью выяснения социального заказа и общественного мнения, выяснение потребностей и трудностей, связанных со становлением и развитием социальной и экологической среды района.
Некоторые итоги реализации концепции в рамках Центра «Новокосино»
Деятельность Культурно-образовательного Центра в целях формирования адаптивной личности потребовала от коллектива высоких трудозатрат, долгой и кропотливой работы, и принесла радость творчества и осознания значимости, снискала работникам школы уважение и почет в социальной среде района. Кроме того, большинство работников школы является жителями этого района, родителями учащихся. Это в свою очередь явилось стимулом деятельности за счет понимания ее интереса и полезности в своей личной жизни.
В Центре образования № 1048 сложилась воспитательная система гуманистического типа, которая находится в стадии стабильного развития, удерживающая динамику социо-культурного развития личности и расширения воспитательного пространства.
В рамках ЦО № 1048 ведется активная творческая научно-поисковая и практическая работа по разработке и внедрению методик и программ для других направлений.
В школе ведется активная научно- исследовательская деятельность в различных областях, как в области чисто педагогических исследований, так и в исследовании экологических, социальных и других проблем. Программы, методики, учебные планы и дидактические материалы, разработанные для реализации модели, неоднократно рассматривались и рецензировались и получали при этом высокую оценку.
Социальные, культурно-эстетические и экологические проекты, выполненные учащимися Центра, жителями района Новокосино в сотрудничестве с административными и социальными службами района, города занимали призовые места в конкурсах.
Трансформация общеобразовательной школы в Центр позволяет школьникам получить разноуровневую и многопрофильную подготовку по различным специальностям, реализовать на вариативной основе свой творческий потенциал, развить положительные качества личности. Высок процент поступления учащихся школы в вузы и другие специальные учебные заведения.
Культурные и досуговые программы Многопрофильного культурно-образовательного Центра «Новокосино» снискали внимание жителей микрорайона различных возрастов.
Конечно, не все было гладко на пути становления Центра. Многие перспективные проекты пришлось заморозить на неопределенный срок, некоторые уже нет возможности осуществить по объективным обстоятельствам.
Однако, несмотря на все трудности, неудачи и недочеты, Центр сумел реализоваться как культурно-образовательный Центр микрорайона «Новокосино», доказав тем самым валидность основных положений содержания, целей, форм, принципов, средств, изложенных в настоящей концепции модели Многопрофильного культурно-образовательного Центра.
Цели и задачи, изложенные в концепции, являются исчерпанными далеко не полностью, что оставляет перед коллективом школы и ее администрацией широкое поле для активной творческой поисковой деятельности.
Риски и минимизация их влияния
Возможные риски реализации программы развития связаны с недостаточно высоким уровнем мотивации учеников, недостаточностью владения современными педагогическими технологиями, методами диагностики и мониторинга, отсутствием специальной технической базы для проведения диагностики и мониторинга, недостаточный уровень взаимодействия с заинтересованной общественностью.
Минимализация влияния факторов риска
1. Укрепление кадрового состава участников инновационной деятельности через создание необходимых условий для повышения профессионализма в атмосфере психологического комфорта.
2. Укрепление материально-технической базы.
3. Обучение участников инновационной деятельности современным информационным технологиям, методам диагностики мониторинга.
4. Привлечение социальных партнеров для экспертизы результатов инновации деятельности и корректировки программы развития.
Not Found
The requested URL was not found on this server.
Not Found
The requested URL was not found on this server.
Not Found
The requested URL was not found on this server.