Новости
Поиск по сайту
Авторизация
Детская площадка
ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА
Оказывается, прогулка с ребенком – непростое и очень ответственное дело,
требующее от взрослого определенных коммуникативных навыков и терпения.
Детская площадка – это общество в миниатюре, и мирное сосуществование на ней зависит от соблюдения определенных правил.
Вышел зайчик погулять…
Именно на детской площадке дети приобретают первые навыки общения со сверстниками. Чему же там может научиться малыш? Пока ребенок маленький, все его поступки вызывают у окружающих скорее умиление, нежели негодование. Он отнял у другого малыша игрушку, замахнулся на него лопаткой – никто его не ругает, обе мамы улыбаются, приговаривая: «Осторожнее, не надо так делать…» Тем не менее даже среди малышей встречаются злостно игнорирующие правила поведения в обществе. Их поступки постепенно перестают умилять окружающих. Можно выделить несколько типов подобных нарушителей.
ØЖАДИНА
В жадины может быть записан практически каждый ребенок 1,5 – 4 лет. Он не желает делиться игрушками, сердится и расстраивается, когда родители предлагают другим детям его игрушки. Часто малыш не может расстаться с новой для него игрушкой, к этому нужно относиться с пониманием: наигравшись, ребенок спокойнее отреагирует на «посягательства» на нее других детей. В таких проявлениях жадности нет ничего страшного: просто ребенок начинает осознавать, что такое собственность. Обычно, если ребенка заинтересовала чья-то игрушка, он охотно соглашается на обмен: отдает свою игрушку, а взамен получает чужую. В любом случае ему необходимо объяснить, что надо делиться.
ØНЕПОСЕДА
Это очень активный малыш, которого привлекает все вокруг. Он берется то за одно, то за другое. Его активность может доставлять много неприятностей окружающим. Он хватает чужие игрушки, потом бросает их, лезет на горку или лесенку, отталкивая других детей, бросается на качели. Его неохотно принимают в игры: в любой момент он может все бросить, заинтересовавшись чем-то другим. Естественно, такой ребенок требует повышенного внимания со стороны взрослых, иначе он может пораниться сам или поранить окружающих. Некоторое время можно избегать выходов с ним в многолюдные места, а гулять, когда на площадке меньше всего детей. Скоро вы выясните, что же привлекает его больше всего, и сможете заниматься именно этим. На прогулку берите те игрушки, которые он давно не видел. Обычно период чрезмерной активности заканчивается в дошкольном возрасте: в противном случае необходимо обратиться за дополнительной консультацией к психологу и невропатологу.
ØДРАЧУН
Следует различать ребенка, не понимающего, что причиняет боль, и целенаправленного агрессора. Малыш будет замахиваться на другого и хватать его не от злости: он до определенного возраста воспринимает других детей не как партнеров по игре, а как игрушки. Ни в коем случае не подкрепляйте положительно поведение ребенка. Не следует смеяться, если он отнимает игрушки и лупит совком, как бы забавно это ни выглядело. Он примет ваш смех за одобрение, и потом будет сложно объяснить ему, почему так делать нельзя. Ребенок постарше может толкать других, отнимать у них игрушки, потому что считает это самым удобным способом получения желаемого. Агрессивное поведение необходимо пресекать сразу. С первого прихода на площадку объясняйте малышу, что надо спрашивать разрешения, терпеливо дожидаться своей очереди.
ØСКАНДАЛИСТ
Малыш визжит, садится или падает на землю, а рядом стоит растерянный или злой родитель – частая картина на прогулке. Ребенок, устраивающий скандал по любому поводу, видимо, уже усвоил, что таким образом можно добиться желаемого. Опытные воспитатели рекомендуют по возможности не обращать внимания на такое поведение и ни в коем случае не удовлетворять выказываемую таким образом просьбу ребенка. В идеале надо постараться не доводить до истерики. Например, ребенок просит разрешения покататься на чьем-то велосипеде, но вы знаете, что снять его с этого велосипеда можно будет только со скандалом: лучше не позволять ему этого, а постараться чем-нибудь отвлечь. Проблема в том, что дети охотно перенимают новые модели поведения. Насмотревшись на подобное поведение, ваш ребенок может начать скандалить, драться, жадничать и носиться как сумасшедший. Родители и окружающие люди от такого приходят в ужас, а для него это игра. Ребенку постарше можно объяснить, почему так делать нельзя, а малыша иногда лучше оградить от общения с детьми, подающими негативный пример. Как бы вас не шокировало поведение ребенка, сразу дайте ему оценку – пусть малыш знает, что вы не одобряете его поведение.
Многое в поведении ребенка преходяще. Если сейчас ему нравится кидаться камнями, это не значит, что он будет делать так всегда. Например, когда у одного малыша был период разбрасывания песка, его мама в течение нескольких недель старалась обходить стороной песочницы с детьми и старалась гулять в безлюдных дворах. Зато теперь он спокойно играет с другими детьми, потому что ему интересно насыпать песок в ведра и формочки.
ØЧУЖИЕ ДЕТИ – ЧУЖИЕ ПРОБЛЕМЫ?
Самый сложный вопрос: воспитывать ли чужих детей, особенно если их родители никак не реагируют на происходящее?
Ваше вмешательство необходимо, если поведение ребенка угрожает здоровью его или окружающих. Если вашего малыша обижают, следует заступиться за него: чувство защищенности для него очень важно. Например, малыш протягивает свой совочек девочке постарше; она хватает совок и сердито отбрасывает. Малыш недоуменно смотрит на маму. «Зачем ты так? – спрашивает его мама у девочки. – Он же хотел с тобой поиграть: он еще маленький и не понимает, что ты не хочешь с ним играть. Скажи ему это». Поясняя все происходящее, вы учите своего малыша взаимодействию: возможно, что-то из сказанного вами произведет впечатление и на его обидчика.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
1. Давайте ребенку проявлять самостоятельность в общении со сверстниками. Например, не следует вмешиваться в мелкие размолвки 4 – 6 летних детей, но ваше вмешательство необходимо, если детская ссора грозит перерасти в драку.
2. Золотое правило прогулок: тот родитель, чей малыш берет чужие игрушки, обязан напомнить ему, что брать без спросу нельзя, а тот, чьи игрушки берут, - обговорить, что надо делиться и разрешить ими играть.
3. Не берите на прогулку дорогие или легко ломающиеся игрушки, постарайтесь также не брать с собой горячо любимые ребенком игрушки, иначе он неизбежно поведет себя как жадина.
4. Всегда старайтесь даже очень маленькому ребенку объяснять мотивацию поступков других детей.
5. Прогулка – это хорошая возможность обсудить волнующие вас проблемы развития вашего малыша, поделитесь опытом. Но необходимы умеренность, способность не застревать на одной теме. Иначе с вами станет скучно общаться, а ребенок будет чувствовать себя заброшенным.
ПОМНИТЕ: гулять вы ходите для ребенка, а не для себя, и ваша задача – сделать прогулку максимально комфортной и полезной именно для него. Двор выбирайте не по наличию удобной скамейки, а по безопасным качелям и дружелюбным детям, тем более, что первое время сидеть вам не придется. Можно также потерпеть общество разговорчивой бабушки в том дворе, где вашему малышу особенно интересно и его никто не обижает.
По материалам М.Кравцовой.