Авторизация
История школы 110
22.02.2008
Выставка "Москва возрожденная"
В Москве прошла выставка, посвященная образу военной и современной Москвы в работах московских фотохудожников, в экспонатах школьных музеев Великой Отечественной войны.
28.01.2008
212 лет – летопись славной школьной жизни
Мы привыкли к тому, что круглая дата наиболее важная, а поэтому и отмечается с большей помпой и размахом, чем все остальные - «серые» - дни рождения. Но где написано, что 50 лет важнее, чем 49 или 51?.. Или, что 210 – значимее, чем 211 или 212?..
09.11.2006
Школе присвоено имя испанского поэта
Московской школе присвоено имя испанского поэта Мигеля Эрнандеса
Школа имени Эрнесто Че
История пресненской школы № 110, как любая интересная история, запутана и витиевата. Ветви генеалогического древа теряются в листве прошедших лет, а ствол изобилует наростами загадок и парадоксов. Своими корнями школа врастает в понятия элитарность и интеллигентность. Об элитарности говорят педагоги, сами факты рождения многих учеников, "дух" школы и сама история.
История школы 1 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ 110-Й ШКОЛЫ
Московская школа № 110 является одним из одним из старейших и престижных учебных заведений столицы.
Свою летопись школа начала в 1795 году, когда в Немецкой слободе был основан частный пансион, ставший в 1880 году гимназией. Владельцем заведения был Гавриил Филиппович Дельсаль — сын французского рантье Филиппа Огюста Дельсаля, прибывшего в Россию в годы правления императрицы Екатерины II, издавшей манифест, приглашающий иностранцев заселять и осваивать пустующие земли на юге и юго-востоке страны.
Следующее яркое свидетельство о частном женском пансионе, который содержит потомок Дельсалей — коллежский секретарь Игнатий Гаврилович Дельсаль, относится к 1846 году. Пансион находится в собственном доме на Посланниковой улице в Лефортовской части, в приходе знаменитой церкви Богоявления в Елохове (теперь Кафедральном соборе). В то время для обучения набирались дети из небогатых семей. Обязательным для пансионерок являлось знание французского, немецкого, английского языков, рукоделия, умение играть на фортепиано, прохождение краткого курса Закона Божия, география и арифметика.
В 60-е годы XIX-го столетия пансион перешел к дочери Игнатия Гавриловича -Марии Игнатьевне Дельсаль. В 1876 году в пансионе стали числиться гимназические классы 1 -го разряда.
В 1880 году учебное заведение переходит к Зинаиде Денисовне Перепелкиной, потомственной дворянке. Через пять лет — в 1885 году — она меняет помещение, сняв дом Коншина на Большой Кисловке. В гимназии тех лет сложился большой коллектив более 30 человек. Среди них 10 педагогов-мужчин, 9 преподавательниц и надзирательниц, а также 5 преподавателей искусств, среди которых артист императорских театров.
В 1906 году Мария Густавовна Брюхоненко приняла от госпожи Перепелкиной и переоформила на свое имя гимназию.
В эти годы здесь училась знаменитая звезда немого кино Вера Васильевна Левченко. В 1910 году она блестяще окончила гимназию. Мария Ивановна Цветаева училась один год в гимназии г-жи Брюхоненко и окончила 7-ой класс (перейдя из гимназии фон Дервиз).
В 1910 году гимназия переезжает в здание на Столовом переулке, д. 10.
Здание женской гимназии было построено по последнему слову техники тех лет и было рассчитано на богатых людей. В альбоме, изданном в Париже и хранящемся в музее, представлены интерьеры гимназии и яркие фотографии разных классов от начального до «педагогического» класса — выпускного.
После революции в 1921 году, в бывшей гимназии на основе декрета А. В. Луначарского создается «Единая трудовая опытно-показательная школа № 3 имени Крала Маркса», вводится кооперативный уклон. В 1923-1924 годах вводится так называемая кабинетная система, появляется самоуправление. В 1934 году опытная школа № 3 была ликвидирована и школа получает название «Школа № 100». В ней происходит много интересного: образуются литературный, драматический и астрономический кружки, занятия в них идут прекрасно, постоянно проходят вечера, посвященные памятным датам. Возглавлял в те годы общеобразовательную школу № 100 Фортунатов Федор Алексеевич. Из 100-ой школы вышли значительные личности: В. Н. Поляков, ставший министром автомобильной промышленности; В. Я. Козлов — член-корреспондент академии наук, математик; Марина Соколова — капитан дальнего плавания; художник-график Ирина Шервинская.
В начале войны школа получает нового директора — Хорохордину Е. С. В 1958 году школа № 100 была юридически ликвидирована, почти все педагоги были переведены в состав школы № 110, образовавшейся в 1934 году.
Параллельно гимназии г-жи Брюхоненко в 1906 году открывается мужская прогимназия А. Е. Флерова (шестилетка). В 1907 году прогимназия переоформляется в гимназию А. Е. Флерова Министерства Просвещения и располагается в нанятых помещениях предпринимателя Элькинда на углу Мерзляковского переулка и Большой Никитской улицы. Флеров сумел создать одну из самых лучших гимназий в Москве, славящуюся блестящим коллективом педагогов.
Позже было построено собственное здание на частном участке земли в Мерзляковском переулке, которое спроектировал архитектор Н. И. Жерихов. Гимназия была рассчитана на богатых людей, некоторые ученики проживали в верхних этажах здания. В эти годы в гимназии учился великий актер театра и кино России -И.В.Ильинский, оставивший интересные воспоминания о Флеровской гимназии тех лет.
Программа мужской гимназии отличалась от программы женской гимназии. В первого класса вводились: русский, немецкий языки, история, география, арифметика и природоведение. Со второго класса — французский язык. В четвертом вместо арифметики появлялась алгебра и геометрия, а в шестом — физика. В последующие два года преподаются «философская преподевтика», законоведение, включающее государственно, гражданское и уголовное право.
На второй год работы в гимназию на должность директора был приглашен А. С. Барков (до этого момента он был учителем географии и давал уроки и в других гимназиях, например, в гимназии фон Дервиз, где некоторое время училась М. И. Цветаева).
А. С. Барков — академик и автор многочисленных трудов по географии — преподавал многие годы в Московском Государственном Университете. При новом директоре сложился блестяще подобранный коллектив педагогов (в 1926 году — 26 человек, среди них 3 женщины: одна преподавала танец, а две работали с подготовительными классами).
После революции с гимназией Флерова произошли похожие изменения, как с гимназией Брюхоненко: в 1918 году была создана общеобразовательная школа, введено совместное обучение. В 1921 году была создана «Единая трудовая опытно-показательная школа № 10 МОНО». В 1922 году зарождается комсомольская ячейка. В Москве в те годы были созданы несколько опытно-показательных школ на базе лучших гимназий, каковыми являлись гимназии г-жи Брюхоненко и г-на Флерова. Опытные школы просуществовали до 1935 года, когда они были упразднены и введено всеобщее десятилетнее образование.
В 1922 году школа, имевшая химический уклон, получила право носить имя известного полярного исследователя Фридтьофа Нансена, оказавшего молодой республике, в которой был голод, действенную помощь.
После ухода в 1925 году А. С. Баркова, школу возглавил другой выдающийся деятель просвещения — И. К. Новиков. Приход И. К. Новикова в школу совпал с периодом педагогических экспериментов. Новиков создал свою педагогическую систему, которая вывела школу на уровень лучших в стране.
Начал Иван Кузьмич с учителя сельской школы, после революции возглавил Управление народного образования в Туле. В 1925 году он был назначен Директором детского дома «Светлый Путь». Детский дом был объединен с 10-ой опытной школой г.Москвы (бывшей гимназией Флерова). Новиков учился в нескольких институтах, писал статьи и работы по педагогике. Позже он защитил диссертацию и стал кандидатом педагогических наук. Свои теоретические труды он успешно реализовывал на практике. Труды И. К. Новикова были переведены на очень многие европейские и восточные зыки (например, китайский). В годы директорства Иван Кузьмич был дважды награжден Орденом Ленина, во время войны был награжден тремя медалями, являлся депутатом Народного Совета Красной Пресни, членом Обкома Союза работников народного образования. В его характеристике было написано: созданная им 110-я школа является лучшей школой не только района, но и города Москвы, широко известна по всей республике и за ее рубежами.
Во время Великой Отечественной Войны, в 1941 году, произошла эвакуация учеников и учителей в Рязанскую, в затем в Горьковскую область, в село Панино. В 1942 году произошло возвращение из эвакуации, частично были возобновлены занятия в школе. В 1943 году школа преобразовалась в среднюю мужскую № 110.
1945 год ознаменовался важными событиями: ввели аттестат зрелости. А в нашей школе аттестат зрелости вместе с золотой медалью был присвоен Евгению Щукину. И. К. Новиков спас талантливого мальчик своим авторитетом, т.к. его родители были репрессированы, как и родители многих учеников школы (Гамарника, Уборевича, Бухарина).
Во время войны многие ученики и преподаватели школы ушли на фронт. Более 100 человек из них погибло. По сей день школа свято хранит память о героях. На здании школы был воздвигнут монумент, автором которого является скульптор Д. Ю. Митлянский, прошедший всю войну. В 1952 году И. К. Новиков в связи с тяжелой болезнью оставил пост директора школы и ушел на пенсию.
Именно А. С. Барков и И.К.Новиков определили высочайший уровень школы на многие десятилетия.
В 1954 году школа пережила с новым директором реорганизацию и стала смешанной.
В 1963 году школу № 110, объединенную со школой № 100, возглавил А. К. Шпетный. В последующие годы в школу № 100 влилась школа № 25 (бывшая школа № 593 — языковая).
С 1967 году школа № 110 из здания бывшей гимназии Флерова переезжает в реконструированное здание по адресу: Столовый пер, д. 10; и получает новые пристройки, где находится по сей день.
В 1967-1972 годах ведется преподавание ряда предметов на испанском языке. В 1972-1990 годах в школе функционирует Клуб интернациональный дружбы «Глобус».
В 1976 году в нашей школе было введено 11-летнее образование, а в 1987 -обучение детей с шестилетнего возраста. В этом же году школе было присвоено имя Эрнесто Че Геварры. С 1989 года происходит обмен школьниками, обучение детей в колледжах Испании.
В 1993 году на базе школы № 110 заработала минишкола «Аист», которая готовила детей к поступлению в первый класс, факультет начальной школы «познай себя». С 1994 года вводится преподавание второго иностранного языка (английского) со второго класса, с 1995 года — обучение детей в колледжах Англии. С 1995-1996 годов педагоги нашей школы участвуют в конкурсе «Учитель года», лауреатами этих конкурсов являются: Директор школы.